В стране выученных уроков

Обожаю музеи, их тишину, задумчивую меланхоличность и особенный запах пыли.
Обожаю музеи, их тишину, задумчивую меланхоличность и особенный запах пыли. Впрочем, музей, о котором пойдет речь, представления о классическом музейном деле полностью опровергает. Здесь не пахнет пылью, здесь всегда шумно и весело. Здесь можно громко смеяться - это с удовольствием делают и сами экскурсоводы, и посетители.

А экспонаты даже можно трогать руками!

Музей образования, который вот уже год работает в 12-й столичной гимназии, - единственный в стране. Экскурсии в нем проводят только школьники. Взрослые музей лишь опекают, оставляя за ребятами право принимать решения.

20 учеников-экскурсоводов о своей гимназии знают все. Во всяком случае, за последние 100 лет. (В следующем году 12-я минская гимназия будет праздновать вековой юбилей, правда, последние десятилетия она располагается в новостройке, но летопись ведет с 1904 года - с "частного училища Козарновской" на Богадельной улице.)

Каждый экскурсовод ведет определенный стенд.

Дима Чуханов росточком - чуть выше стеллажей. Как и большинство самодеятельных экскурсоводов, рад, что благодаря корреспондентам есть повод по уважительной причине "сачкануть" урок. Мальчишка-пятиклассник бойко чеканит об уроках бальных танцев и Закона Божьего в дореволюционной гимназии. Позже, когда все рассказал, признается, что экскурсия для него - серьезнее любого урока. Всегда очень волнуется и устает: четыре экскурсии в день (а бывает и такое) - это предел.

- Сейчас, конечно, в школах есть компьютеры, интересней учиться, - заключает Дима. - А вот старая форма гимназическая мне нравится. Я бы хотел ее носить...

Музей этот, как уже говорилось, вербальный. Хотя здесь можно не только послушать об истории народного просвещения в Беларуси, но и посидеть за старой школьной партой, полистать дневники и тетрадки прошлого века, обмакнуть щербатое перо в чернильницу-невыливайку. Руководитель спецкурса "Музейное дело", одна из создателей музея педагог Роза Марченко говорит, что по условиям классического музея все экспонаты должны быть под стеклом. Но тогда, быть может, музей лишится своей особой прелести...

А пока он - живой: смотришь на хаотично разбросанные по партам книги и тетрадки, и кажется, что школьники только-только отсюда сбежали. И таких милых мелочей здесь множество: форма гимназиста начала прошлого века - особая гордость коллекции, вся в чернильных кляксах. А из чернильницы-невыливайки на самом деле, даже когда она падает, чернила не выливаются. Мы проверяли.

У ребят из 12-й гимназии есть свое, взрослое увлечение. Не за "галочкой" они сюда ходят, не за похвалой учителей. Видно - по сердцу им это. И любопытные истории, знаете, открываются. Юле Якимивой, к примеру, поручили раздобыть старый школьный портфель. Припомнила девчонка, что видела такой в бабушкином деревенском доме, на чердаке. Так с пыльного чердака было извлечено не только немало интересных предметов, но и, как оказалось, прошлое целой семьи. Среди бумаг Юлиного прадедушки - личные дела учащихся, литература по педагогике. Стали выяснять - и оказалось, что прадедушка у девочки был директором сельской школы. Теперь о нем напоминает старая медная лампа (не один месяц ее школьники "наждачкой" драили!). Вот так в историю образования нашей страны было вписано имя скромного директора Януцевичской 8-летней школы Владимира Ахремко.

Здесь множество любопытных экспонатов - "Буквари", "Арифметики", пеналы и первые послевоенные тетрадки. Аттестаты бывших министров образования Демчука, Стражева. Правда, нынешний министр образования Петр Бригадин, говорят, в гимназическом музее еще не был. Ребята и педагоги ждут его визита и надеются, что музей тогда пополнится и его табелями успеваемости.

Роза Марченко увлеченно рассказывает, как сами стеклышки для стендов обрабатывали, как шурупы подходящие искали, потом на рынке купили. "За свой счет?" - "Разумеется", - не задумывается энтузиастка. И добавляет, что у гимназии есть попечительский совет из нескольких крупных предприятий, он и берет на себя основные расходы. А вообще, музей был придуман и выполнен большей частью самими ребятами и их родителями. С миру по нитке - получился весьма симпатичный музей. Маленький, но любимый. Это чувствуется во всем. В том, как старательно и прилежно рассказывают ребята хорошо осмысленный и продуманный текст экскурсии, как задумываются над всем, что видят и делают, как дорожат прошлым. Оно у них без "белых пятен". В нем все просто и ясно. Они знают о себе и своей гимназии все: кто они, откуда, куда идут...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter