Будет ли Россия при Путине более активно действовать на мировой арене?
После победы Владимира Путина на президентских выборах 2012 года последние сомнения в перспективах усиления внешней политики России рассеялись. В России снова у власти очень жесткий лидер, который после работы премьер-министром теперь намного лучше разбирается и в особенностях национальной экономики. Огромный опыт общения Путина с западными политиками в предыдущие два президентских срока также не дает оснований полагать, что у него будут хоть малейшие иллюзии в благожелательном настрое США и ЕС к возрождению российской мощи на международной арене. Ведь возрастать позиции России могут только за их счет. А тут еще и огромный напор со стороны стремительно обретающего сверхдержавность Китая, которому западным странам тоже приходится стремительно сдавать позиции. Естественно, что им хочется сохранить хоть что-то за счет России, которая и так долго была в проигрыше.
Может ли Россия обойтись без стремления играть значимую роль на международной арене, довольствоваться ситуацией 1990-х, когда с ее мнением никто вообще не считался? Может быть, России вполне достаточно отдать международную политику на откуп ЕС, США и КНР, а самой заняться решением очевидных экономических проблем, структурной модернизацией экономики? Это вряд ли возможно. Активное присутствие на международной арене порождает новые экономические возможности, которые не получит страна, отрекшаяся от мощного присутствия в мировой политике. Иначе так давно поступили бы те же США. Но нет. Во всем, что происходит на планете, тут же отчетливо видна позиция США, которая, если кому-нибудь что-то непонятно, тут же будет громогласно озвучена, а при необходимости и поддержана широким спектром средств, от экономического давления до военной операции. Если бы США по-прежнему придерживались позиции изоляционизма, которая была достаточно популярна у многих американских политиков еще в XIX веке, в веке XX не состоялась бы та сверхдержава, которая сейчас держит свои войска в десятках стран мира и тысячи огромных корпораций которой имеют свой экономический и политический интерес в каждом уголке планеты. Против скромного присутствия России на мировой арене и другие факты мировой истории. Такие современные мощные экономики как японская и китайская уже пытались на заре капитализма поиграть в изоляционизм. Закончилось это для них достаточно большими издержками и серьезным отставанием. Китай, к примеру, в результате подвергся колонизации, и эти времена до сих пор фигурируют в китайской истории как «век национального унижения».
Найти свою мощную геополитическую позицию в этом мире стремится и Евросоюз, пытающийся консолидировать свою внешнюю политику, что в полной мере смогла оценить Беларусь в последние месяцы. На примере наказания санкциями нашей страны, подающей неслыханный пример вольнодумия и протеста прямо на границе с ЕС, хотят запугать другие страны региона, которые тоже, вслед за Беларусью, стали демонстрировать все больше и больше самостоятельности в своих внутренних и внешних делах.
Изолироваться от активного присутствия на международной арене Россия не может и в силу своей огромной территории в ключевом геополитическом регионе и большого населения, выводящего ее в десятку самых населенных стран мира. Находиться в таком регионе в таком статусе и не заниматься интенсивно внешней политикой — означает стать чьим-то объектом для манипулирования, что, собственно, с Россией и происходило в 1990-е годы. Именно тогда США и ЕС получали за счет ослабевшей России новые политические и экономические возможности для усиления собственных геополитических и геоэкономических позиций, а экономика страны катилась в пропасть, несмотря на колоссальные запасы полезных ресурсов. Несомненная заслуга Путина в том, что в XXI веке ему удалось развернуть ситуацию в России в более позитивное русло, хотя и не без помощи золотого дождя, обрушившегося на российскую экономику в результате резкого роста цен на природные ресурсы, экспортируемые в изобилии Россией. Тем не менее воспоминание о беспомощности России в 1990-е годы служит теперь хорошей прививкой для любого патриотично настроенного российского политика. Теперь практически всем очевидно, что западная геополитическая доктрина делает невозможной тесную дружбу с былым конкурентом. Главная задача достаточно прозаична: снятие его с дистанции и раздел прежних сфер влияния между собой. Мы совершенно ясно видели в 2000—2011 годах, что происходившее возвращение России в большую политику Западом совершенно не приветствовалось, и какую-либо похвалу можно было получить только в случае совершения действия, более выгодного для США или ЕС, чем для России. А за каждый самостоятельный шаг в собственных интересах на Россию обрушивался шквал критики и обвинения сразу во всех мыслимых и немыслимых грехах.
Подросли за этот период и российские корпорации. Благодаря обильному экспорту сырьевых ресурсов скопились огромные финансовые средства, которые необходимо инвестировать под надежным присмотром и защитой государства. И территории России для этого инвестирования явно недостаточно. А на территории ЕС и США российские инвестиции любят не больше, чем китайские, которые тоже чрезвычайно строго контролируются и пресекаются, ибо могут угрожать национальным интересам Запада. Западом приветствуются только вложения в государственные займы, надежность которых после событий в Греции и в России, и в Китае ставят под большое сомнение.
В результате политика Запада по ограничению российских и китайских инвестиций на своей территории заставляет обе страны более активно заниматься внешней политикой в поиске новых возможностей для инвестиций по всему миру, вступая в противоречие с интересами ЕС и США, корпорации которых также находятся в постоянном поиске новых площадок. Причина, почему Запад, казалось бы, поступается своими интересами, заставляя Россию и Китай проявлять все большую самостоятельность на мировой арене, достаточно прозаична: внутренняя и внешняя политика западных стран очень зависима от лоббизма. Представители крупного капитала и серьезных предприятий спонсируют политиков, которые потом вынуждены в своей политической работе учитывать интересы своих спонсоров и напрямую влияют на работу правительств. Стоит только крупной незападной корпорации получить серьезные позиции в экономике США или, скажем, ЕС, она тут же получит и огромные возможности влиять на реализацию внутренней и внешней политики Запада. И что тогда останется от западной мощи, если США и ЕС и так уже трещат по швам от множества имеющихся противоречий?
Таким образом, Россия при Путине будет стремиться стать все более мощным игроком, и сделать это она не сможет без союзников. Именно это вдыхает новую жизнь в замершие было в начале XXI века интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Это выгодно и Беларуси, которая не может рассчитывать на такой же уровень взаимопонимания ни с одной другой страной мира, кроме России, из-за огромного количества факторов.