В силу влияния...

Будет ли Россия при Путине активнее действовать на мировой арене?

Будет ли Россия при Путине более активно действовать на мировой арене?

После победы Владимира Путина на президентских выборах 2012 года последние сомнения в перспективах усиления внешней политики России рассеялись. В России снова у власти очень жесткий лидер, который после работы премьер-министром теперь намного лучше разбирается и в особенностях национальной экономики. Огромный опыт общения Путина с западными политиками в предыдущие два президентских срока также не дает оснований полагать, что у него будут хоть малейшие иллюзии в благожелательном настрое США и ЕС к возрождению российской мощи на международной арене. Ведь возрастать позиции России могут только за их счет. А тут еще и огромный напор со стороны стремительно обретающего сверхдержавность Китая, которому западным странам тоже приходится стремительно сдавать позиции. Естественно, что им хочется сохранить хоть что-то за счет России, которая и так долго была в проигрыше.

Может ли Россия обойтись без стремления играть значимую роль на международной арене, довольствоваться ситуацией 1990-х, когда с ее мнением никто вообще не считался? Может быть, России вполне достаточно отдать международную политику на откуп ЕС, США и КНР, а самой заняться решением очевидных экономических проблем, структурной модернизацией экономики? Это вряд ли возможно. Активное присутствие на международной арене порождает новые экономические возможности, которые не получит страна, отрекшаяся от мощного присутствия в мировой политике. Иначе так давно поступили бы те же США. Но нет. Во всем, что происходит на планете, тут же отчетливо видна позиция США, которая, если кому-нибудь что-то непонятно, тут же будет громогласно озвучена, а при необходимости и поддержана широким спектром средств, от экономического давления до военной операции. Если бы США по-прежнему придерживались позиции изоляционизма, которая была достаточно популярна у многих американских политиков еще в XIX веке, в веке XX не состоялась бы та сверхдержава, которая сейчас держит свои войска в десятках стран мира и тысячи огромных корпораций которой имеют свой экономический и политический интерес в каждом уголке планеты. Против скромного присутствия России на мировой арене и другие факты мировой истории. Такие современные мощные экономики как японская и китайская уже пытались на заре капитализма поиграть в изоляционизм. Закончилось это для них достаточно большими издержками и серьезным отставанием. Китай, к примеру, в результате подвергся колонизации, и эти времена до сих пор фигурируют в китайской истории как «век национального унижения».

Найти свою мощную геополитическую позицию в этом мире стремится и Евросоюз, пытающийся консолидировать свою внешнюю политику, что в полной мере смогла оценить Беларусь в последние месяцы. На примере наказания санкциями нашей страны, подающей неслыханный пример вольнодумия и протеста прямо на границе с ЕС, хотят запугать другие страны региона, которые тоже, вслед за Беларусью, стали демонстрировать все больше и больше самостоятельности в своих внутренних и внешних делах.

Изолироваться от активного присутствия на международной арене Россия не может и в силу своей огромной территории в ключевом геополитическом регионе и большого населения, выводящего ее в десятку самых населенных стран мира. Находиться в таком регионе в таком статусе и не заниматься интенсивно внешней политикой — означает стать чьим-то объектом для манипулирования, что, собственно, с Россией и происходило в 1990-е годы. Именно тогда США и ЕС получали за счет ослабевшей России новые политические и экономические возможности для усиления собственных геополитических и геоэкономических позиций, а экономика страны катилась в пропасть, несмотря на колоссальные запасы полезных ресурсов. Несомненная заслуга Путина в том, что в XXI веке ему удалось развернуть ситуацию в России в более позитивное русло, хотя и не без помощи золотого дождя, обрушившегося на российскую экономику в результате резкого роста цен на природные ресурсы, экспортируемые в изобилии Россией. Тем не менее воспоминание о беспомощности России в 1990-е годы служит теперь хорошей прививкой для любого патриотично настроенного российского политика. Теперь практически всем очевидно, что западная геополитическая доктрина делает невозможной тесную дружбу с былым конкурентом. Главная задача достаточно прозаична: снятие его с дистанции и раздел прежних сфер влияния между собой. Мы совершенно ясно видели в 2000—2011 годах, что происходившее возвращение России в большую политику Западом совершенно не приветствовалось, и какую-либо похвалу можно было получить только в случае совершения действия, более выгодного для США или ЕС, чем для России. А за каждый самостоятельный шаг в собственных интересах на Россию обрушивался шквал критики и обвинения сразу во всех мыслимых и немыслимых грехах.

Подросли за этот период и российские корпорации. Благодаря обильному экспорту сырьевых ресурсов скопились огромные финансовые средства, которые необходимо инвестировать под надежным присмотром и защитой государства. И территории России для этого инвестирования явно недостаточно. А на территории ЕС и США российские инвестиции любят не больше, чем китайские, которые тоже чрезвычайно строго контролируются и пресекаются, ибо могут угрожать национальным интересам Запада. Западом приветствуются только вложения в государственные займы, надежность которых после событий в Греции и в России, и в Китае ставят под большое сомнение.

В результате политика Запада по ограничению российских и китайских инвестиций на своей территории заставляет обе страны более активно заниматься внешней политикой в поиске новых возможностей для инвестиций по всему миру, вступая в противоречие с интересами ЕС и США, корпорации которых также находятся в постоянном поиске новых площадок. Причина, почему Запад, казалось бы, поступается своими интересами, заставляя Россию и Китай проявлять все большую самостоятельность на мировой арене, достаточно прозаична: внутренняя и внешняя политика западных стран очень зависима от лоббизма. Представители крупного капитала и серьезных предприятий спонсируют политиков, которые потом вынуждены в своей политической работе учитывать интересы своих спонсоров и напрямую влияют на работу правительств. Стоит только крупной незападной корпорации получить серьезные позиции в экономике США или, скажем, ЕС, она тут же получит и огромные возможности влиять на реализацию внутренней и внешней политики Запада. И что тогда останется от западной мощи, если США и ЕС и так уже трещат по швам от множества имеющихся противоречий?

Таким образом, Россия при Путине будет стремиться стать все более мощным игроком, и сделать это она не сможет без союзников. Именно это вдыхает новую жизнь в замершие было в начале XXI века интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Это выгодно и Беларуси, которая не может рассчитывать на такой же уровень взаимопонимания ни с одной другой страной мира, кроме России, из-за огромного количества факторов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter