В секторе газа

В свое время на проходной Гродненского объединения "Азот" висел плакат, заставлявший каждого входящего мгновенно сосредоточиваться и вспоминать, где он работает.
В свое время на проходной Гродненского объединения "Азот" висел плакат, заставлявший каждого входящего мгновенно сосредоточиваться и вспоминать, где он работает. За простыми словами скрывалось прямое предупреждение об опасности: "Папа и мама, помните - вас ждут дома!"

ОАО "Гродно Азот" - крупнейший в Беларуси производитель химической продукции: аммиака, карбамида, капролактама, жидких азотных удобрений, серной кислоты. И не дай Бог в этой "таблице Менделеева" что-то недосмотреть! Поэтому на предприятии круглосуточно несет вахту военизированный газоспасательный отряд.

Облако в ясную погоду

Что известно читателю о газовой аварии? Она представляется едва ли не смертельной, тем более на таком гиганте, как "Азот", где 24 технологически взрывоопасных цеха и 7 тысяч рабочих. Кстати, жители Гродно примерно так и думают. Командир военизированного газоспасательного отряда Петр Кравцов по этому поводу не устает возмущаться: "Нам ужасы про предприятие обидно даже слышать! Ведь вся система безопасности завода автоматизирована. И если что-либо случится - на центральном пульте управления тут же появляется сообщение о сбое, и при необходимости участок отключается. В самих же цехах работает очень мало людей - только обслуживающий персонал, который, помимо непосредственных обязанностей, превосходно (поскольку это жизненно важно) знает, как действовать в аварийных ситуациях".

И все же Витольду Киселю, бойцу отряда с 1967 года, однажды за месяц пришлось спасать пятерых рабочих, получивших отравление. Все остались живы.

Правда, такое количество пострадавших для завода скорее исключение, чем правило. Некоторые бойцы с семилетним стажем ходили пока только в разведку. Хотя уместно ли здесь слово "только"? Разведка - это путь вслепую среди загазованного пространства, точное определение всех неполадок: что произошло, почему? Как будет развиваться ситуация и каких ждать последствий? Именно на основании сведений, собранных спасателями, будет основываться руководство, принимая решение о ликвидации неполадок. А потому достоверность информации должна быть стопроцентной.

Представьте теперь, насколько "легок" труд спасателей в будни: если все штатно - хорошо, но надо постоянно быть в готовности номер один - изучать расположение объектов в цехе, способы устранения аварии, оказания возможной медицинской помощи. К тому же важно поддерживать себя в хорошей физической форме. А потому, говорит Петр Кравцов, на тренировках в качестве "пострадавшего" выбирается самый солидный мужчина.

Что же касается газового облака над городом... "Такого не было и никогда не будет, - утверждает командир газоспасательного отряда. - У нас есть все средства, чтобы нейтрализовать облако, растворить его, сбросить в очистную систему и снова вернуть в технологический процесс. Даже при одной из самых крупных аварий, например, в 1981 году, когда на производстве карбамида произошел выброс аммиака, облако не ушло на Гродно, а было нейтрализовано на территории завода".

Снег на голову

А теперь представим, что службы у завода вдруг не стало...

Разговор об этом небезосновательный. С созданием системы МЧС в России, а потом и в Беларуси ведомствам захотелось иметь газоспасательные службы в своем составе. Дабы создать универсального - на все случаи жизни - спасателя. Однако не учитывался тот фактор, что служба эта - весьма специфическая и создана специально для того, чтобы обезопасить производство. Она нужна заводу. И это больше, чем быть нужным какому-то общему, расплывчатому и неконкретному делу. А потому с целью отстоять себя и доказать собственную состоятельность в 2002 году весь оперативный состав отряда повышал квалификацию в отраслевом институте Новомосковска. Завод, заинтересованный в отряде не на словах, а на деле, оплатил обучение всех 37 человек оперативного состава. Этот момент и стал переломным в истории "перетягивания каната". Газоспасательная служба осталась на заводе, а высококвалифицированные специалисты увереннее заговорили о себе и своем предназначении.

А тем временем на некоторых других предприятиях сделали шаг вперед, чтобы потом сделать два, но уже назад. Так, на новополоцком "Полимире" функции газоспасательной передали пожарной службе. Сбои в оперативности, согласованности и профилактике не заставили себя долго ждать. В общем, встал вопрос о возврате службы обратно на предприятие.

А что же ОАО "Гродно Азот"? В конце февраля руководство завода получило официальное подтверждение о регистрации военизированного газоспасательного отряда в МЧС как объектовой аварийно-спасательной службы ОАО "Гродно Азот". Это было важной победой. "То, что работа отряда приносит пользу предприятию, очевидно, - убежден заместитель главного инженера по технике безопасности "Азота" Николай Хаустов. - Вовремя обнаруженные токсические вещества - это своевременное устранение аварии. И тем самым обеспечение безопасности и нормальных условий труда рабочих".

Сейчас военизированный газоспасательный отряд планирует закупить новые защитные костюмы и изолирующую аппаратуру. Ну а в самых смелых планах (и вполне реальных) - создание аварийно-спасательной бригады, которая могла бы выезжать в любую точку страны. Ведь по Беларуси на автомобильном, железнодорожном транспорте перемещается огромное количество опасных продуктов - хлора, аммиака, бензола... Да и сам "Азот" является крупным поставщиком этих продуктов. А потому ответственность за безопасность страны в какой-то степени лежит и на нем. Спасатели могли бы контролировать, например, вывоз опасных продуктов за границу на контрольно-пропускных пунктах...

Но это уже другая тема... А пока, как подытожил наш разговор Юрий Миклошевич, боец 1-го класса газоспасательного отряда, "чем меньше происшествий, тем лучше видна наша работа".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter