В русле красочной реки

"Аква" - вода - стихия бесспорно женская.
"Аква" - вода - стихия бесспорно женская. И все же наиболее знаковые акварели мира были созданы мужчинами. Густав Моро, называвший живопись "страстным молчанием", прославился прежде всего своими эмоциональными акварелями, впервые добившись от бедной химической краски необыкновенного сочного тона. 90 лет назад Василий Кандинский отважился освободить живописное искусство от предметности, отобразив "свободный полет души" в необычайно смелых по тем временам абстрактных акварелях. Впрочем, и сейчас художникам-акварелистам непросто отказаться от канонического пейзажа - не всякий обладает необходимым темпераментом и внутренней раскрепощенностью. Такое искусство - всегда мужское по сути. Даже в женском исполнении. Выставка витебских акварелей Валентины Ляхович в Музее современного изобразительного искусства может претендовать на культурное потрясение месяца: хотя "Витебск" и "акварель" на языке живописи почти синонимы, творчество этой художницы - отдельное явление даже среди прославленных витебских живописцев. Недаром под влиянием именно ее вдохновенного искусства на Витебщине возникла творческая группа молодых художников "Белый круг", противопоставивших себя витебскому авангарду, вышедшему из "Черного квадрата" Казимира Малевича. Работы, представленные на выставке, поражают прежде всего своими грандиозными размерами, в немалой степени способствующими тому, что цвет поначалу буквально оглушает. А после - пленяет столь крепко, что даже пустое пространство внутри выставочного зала, кажется, наполняется красками и становится частью масштабного живописного проекта с лаконичным названием "А2А" ("Акварэль. Акрыл. Аб`ект"). Цвет в философии Валентины Ляхович полностью самодостаточен, ее картинам не нужен сюжет, цвет здесь - уже сам по себе сюжет. В свободном течении краски он движется, расцветает, обретает вкус и аромат. Заставляет преодолевать самое себя и находить покой под крылом призрачного ангела... Дополнительную динамику многообразной "жизни" цвета придает и многомерность полотен художницы - из холста и бумаги она подчас создает простые конструкции, формируя новое - пространственное - "русло" для своих красочных "рек". И продолжает безудержно экспериментировать: придает бумаге очарование старинной фрески, делает багет смысловым центром картины, разбивает фотопейзажи на абстрактные пятна и из случайных пятен пытается создать пейзаж. Но везде главная роль отводится цвету - густому, щедрому, страстному. Живому. Цвету, способному проникнуть в подсознание зрителя, наполнить новым ощущением жизни.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter