В России не будет дефицита железнодорожной техники

В начале декабря старый подмосковный городок Коломна встречал Владимира Путина.
В начале декабря старый подмосковный городок Коломна встречал Владимира Путина. Главной целью однодневной поездки российского Президента был Коломенский машиностроительный завод, динамично развивающий в последнее время локомотиво- и дизелестроение.

После того как в цехе сборки дизельных двигателей Владимиру Путину представили новейший пассажирский тепловоз, созданный на основе современных разработок конструкторского бюро Коломенского завода, он провел совещание по вопросам развития транспортного машиностроения, в котором участвовали высшие чиновники российской железнодорожной отрасли.

Внимание Президента России к ней не случайно. Для экономики она крайне важна: львиная доля перевозок грузов и пассажиров осуществляется именно по стальным магистралям. Но с развитием народнохозяйственного комплекса растут и потребности железнодорожной отрасли. И для решения ее приоритетных задач, по словам Владимира Путина, нужна системная политика. Это актуально и для Беларуси, связанной с Россией разветвленной сетью железных дорог. Тем более что ее экономическому развитию ныне белорусский Президент и правительство уделяют особое внимание.

Сегодня проблемы у российских железнодорожников те же, что и у их коллег из Беларуси и других государств СНГ. Как подчеркнул Владимир Путин, в первую очередь железнодорожному транспорту России не хватает современной технической базы. К примеру, дефицит пассажирских локомотивов составляет более 50 процентов. Проблема не только в изношенности старого парка локомотивов и вагонов, но и в том, что он морально устарел. В его модернизации существенную роль может сыграть Коломенский машиностроительный завод - единственный в СНГ производитель магистральных пассажирских тепловозов.

В течение 90-х годов прошлого века предприятие переживало времена экономической нестабильности. Однако когда три года назад основным акционером завода стала компания "Северстальтранс", положение изменилось в лучшую сторону. Пройдя через реструктуризацию долгов с постепенным погашением, в прошлом году завод увеличил выпуск продукции. Впервые за 7 лет на предприятии появилась прибыль, выросли выплаты в бюджет и налоговые поступления. Эффективный менеджмент наряду с мощной технологической базой и сильным кадровым составом делает сегодня Коломенский завод лидером российского железнодорожного машиностроения. Президент отметил успехи его тружеников.

В 2002 году конструкторы завода создали современный пассажирский тепловоз ТЭП70БС мощностью 4 тысячи лошадиных сил с энергоснабжением вагонов поезда. Он стал первым российским тепловозом, изготовленным за последние десятилетия. Кроме того, начата работа по созданию первого российского грузового тепловоза мощностью 8 тысяч лошадиных сил.

Коломенская продукция экспортируется в страны Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока, Монголию, государства СНГ. В этом году завершен контракт на поставку дизельных двигателей для железных дорог Германии. Примечательно, что заводу в Коломне уступили даже такие участники конкурса по программе модернизации тепловозного парка, как знаменитые "Катерпиллер" и "Мак-Круп".

Дизель с маркой "Сделано в Коломне" хорошо известен и в Беларуси. Коломенский завод, представительство которого расположено в Минске, является главным партнером объединения "Белорусские железные дороги" по долгосрочному, до 2010 года, соглашению о поставках продукции. Предприятие также активно работает с ПО "БелАЗ" по внедрению нового двигателя, испытания которого успешно прошли на предприятии "Якутуголь".

А российские железные дороги и министерство путей сообщений РФ в рамках программы модернизации локомотивного парка рассматривают Коломенский завод в качестве ключевого поставщика. Уже утверждена инвестиционная программа на будущий год в размере 134 млрд. рублей. Треть этих средств будет направлена на обновление подвижного состава. В том числе и локомотивов. Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между МПС РФ И ОАО "Коломенский завод" предусматривает поставки тепловозов, запасных частей и дизельных двигателей на предприятия МПС до 2010 года. "Коломенский завод является для нас базовым предприятием, на которое мы опираемся не только в поставках пассажирских тепловозов и дизелей, но и активно сотрудничаем в области разработки пассажирского электровоза и грузового тепловоза", - подчеркнул глава ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев. Первый российский грузовой магистральный тепловоз, разработанный в Коломне, выйдет с территории завода уже в мае следующего года.

По словам Геннадия Фадеева, за последние 9 лет российские железные дороги получили лишь около сотни локомотивов, но сегодня ситуация меняется. В Беларуси техники тоже очень не хватает. После развала СССР железнодорожникам пришлось отказаться от поставок из Восточной Европы в связи с резким удорожанием тамошней продукции, но это привело к чрезмерному износу локомотивного и вагонного парка. Можно, конечно, какое-то время обходиться ремонтами, но даже непрофессионалу понятно, что реальное решение проблемы только в обновлении локомотивного парка.

Российский Президент придал новый импульс сразу двум отраслям - машиностроительной и железнодорожной. Требование о долгосрочной системной политике, прозвучавшее в момент, когда наметились положительные тенденции в машиностроении, подтверждает серьезность государственных намерений. Которые, кстати, будут иметь эффект на всем пространстве СНГ: ведь наши страны связаны как сетью железнодорожных магистралей, так и технологическими цепочками машиностроителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter