В рамках стратегического сотрудничества

Европейская политика соседства и новые возможности потребкооперации Беларуси

Европейская политика соседства и новые возможности потребительской кооперации Беларуси

В условиях оживления диалога между Республикой Беларусь и ЕС открываются новые возможности для развития различных форм стратегического сотрудничества между потребительской кооперацией Беларуси и нашими европейскими коллегами. Евросоюз имеет в своем арсенале большое количество различного рода инициатив, грантов, программ, нацеленных на развитие разностороннего сотрудничества со странами-соседями. Эти программы посвящены различным аспектам общественной жизни: развитию малого бизнеса, устойчивому развитию регионов и малых городов, инновациям и энергосбережнию, экологии и агротуризму и др.

Особое внимание уделяется приграничным и трансграничным проектам и инициативам, что вполне понятно: Евросоюз хочет, чтобы на его границах было меньше проблем, чтобы приграничные страны и регионы стабильно и предсказуемо развивались. Именно этому посвящена так называемая Европейская политика соседства (ЕПС) – одна из самых крупных программ объединенной Европы. Естественно, Беларусь в этой программе занимает весьма значительное место. Точнее, белорусским организациям предоставлена возможность занять более значительное место, надо лишь проявить инициативу, грамотно разработать адекватные заявки и представить их на рассмотрение в соответствующий «технический секретариат» для дальнейшего решения в лабиринтах европейских структур.

Например, «Европейский инструмент добрососедства и партнерства» (ЕИДП), который с 2007 года заменил известную программу ТАСИС, нацелен именно на усиление сотрудничества с регионами и странами, граничащими с ЕС. Для Беларуси имеет значение прежде всего «Восточная региональная программа», включающая наряду с прочим три программы трансграничного сотрудничества («Cross-border Programmes» — английские термины имеют значение для поиска информации в Интернете):

* Польша—Беларусь—Украина (Poland — Belarus — Ukrainе), 2007—2013;

* Литва—Латвия—Беларусь (Lithvania — Latvia — Belarus), 2007—2013;

* программа «Регион Балтийского моря» (Baltic Sea Region), 2007—2013.

Примерный бюджет на 2007—2010 гг. – более 220 млн. евро. За текущий период приоритетными направлениями являлись:

* создание транспортных, логистических, энергетических сетей;

* охрана окружающей среды;

* устойчивое развитие приграничных регионов.

Очевидно, что все эти направления весьма актуальны также для системы потребкооперации, включая даже охрану окружающей среды. Ведь хорошая экология – важный фактор маркетинговой среды деятельности потребкооперации.

Нынче уже прекращена подача заявок на участие в трех программах трансграничного сотрудничества (ПТС), но в конце 2010-го — начале 2011 года снова будет очередной, уже четвертый, «сезон заявок» — он длится обычно 2—3 месяца. Это означает, что уже сегодня следует начинать подготовку к подаче заявок, а процесс этот отнюдь не прост. Так, во-первых, по каждой из трех программ имеется свой пакет документов, а Практическое руководство (Practical Gnide) для составителей включает иногда около 100 страниц, которые надо изучать, чтобы правильно составить заявку.

Во-вторых, необходимо заблаговременно найти адекватных партнеров в 2—3 соседних странах (в зависимости от программы) и, разумеется, решить с ними принципиальные вопросы будущего проекта: финансирование и софинансирование, основные мероприятия и т.д. Поиск партнера отнюдь не простая задача. Например, в программе «Польша — Беларусь – Украина» партнером с польской стороны может быть только организация, расположенная в приграничном регионе, т.е. даже Варшавская организация не подпадает под сферу ее действия.

Кроме того, в некоторых программах есть определенные условия по статусу партнеров. Так, имеют право подавать заявки, как правило, органы власти регионального и местного уровня, образовательные и научно-исследовательские организации, общественные и некоммерческие организации – например, экологические или по поддержке бизнеса. Коммерческие организации могут участвовать в качестве дополнительных партнеров с иными условиями финансирования.

Казалось бы, потребительская кооперация Республики Беларусь в полной мере отвечает этим требованиям, так как является по Уставу и по Закону Республики Беларусь «О кооперации» некоммерческой общественной организацией. Но, как показывает опыт, соответствующие структуры Евросоюза не вдаются в юридические тонкости и рассматривают кооперативные предприятия и организации как обычные коммерческие структуры и, соответственно, не считают возможным их участие как полноправных партнеров негосударственного сектора. Является ли это непреодолимым препятствием для белорусской потребкооперации? Конечно же, нет! В структуре Белкоопсоюза, как известно, есть и образовательные, и научно-исследовательские организации.

Имеется также много других особенностей и нюансов. Но главное очевидно: участие потребкооперации Республики Беларусь в ПТС Евросоюза открывает новые возможности для ее устойчивого развития. Конечно, не следует считать европейские гранты неким чудом или манной небесной. Чудес, как известно, не бывает. Однако участие в таких программах активизирует взаимодействие с ближайшими соседями, да и не только с ними. Например, программа Балтийского моря включает регион от Гомеля и Бреста до Финляндии, Норвегии и Дании. К тому же эти программы нацелены на перспективные, долговременные проекты: содействие инновациям (в энергосбережении, экологически чистых технологиях, логистике), устойчивое развитие и конкурентоспособность городов и районов, повышение качества жизни и контакты между людьми. При этом Евросоюз выделяет немалые деньги на эти цели.

Валерий БОНДАРЕНКО, заместитель заведующего кафедрой маркетинга БТЭУ, доцент

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter