В «пожарном» порядке

Онкологи продолжают наступление на рак и на главную связанную с ним проблему — слишком запоздалое обращение за помощью...

Онкологи продолжают наступление на рак и на главную связанную с ним проблему — слишком запоздалое обращение за помощью. Завтра под прицелом медиков окажется меланома, одна из самых беспощадных злокачественных опухолей. Она может годами тлеть в, казалось бы, безобидной родинке–невусе, вдруг разгореться и молниеносно охватить организм своим пожаром.


Многие, увы, до сих пор знают о меланоме настолько мало, что упорно ставят знак равенства между ней и раком кожи. «На самом деле эти злокачественные новообразования кожи очень отличаются между собой, — объясняет заведующий онкохирургическим отделением № 1 Минского городского клинического онкологического диспансера Александр Гладышев. — Например, совершенно непохоже клиническое течение болезни. Если у рака кожи, особенно базально–клеточного, прогноз, как правило, более или менее благоприятный, то меланома крайне агрессивна, имеет высокий риск развития метастазов и летального исхода. Кроме того, рак кожи, как правило, удел пожилых, тогда как меланома чаще всего поражает людей трудоспособного возраста, 30 — 50 лет». Такая особенность и переводит именно эту болезнь в разряд остросоциальных, несмотря на то, что цифры вроде бы и не столь велики: за 2009 год — 616 новых случаев на всю страну. А ведь еще лет десять назад диагноз меланома ставился в полтора раза реже!


Что играет на руку меланоме? Конечно же, мода на загар и отдых в жарких странах, считает Александр Олегович. Ультрафиолетовое излучение спектра В, проникая в кожу, вызывает и ее старение, и рост опухолей вообще и меланомы в частности. Недаром что ни конец отпускного сезона — к онкологам всплеск обращений. Прибавьте сюда общемировую проблему — истончение озонового слоя (кстати говоря, меланома чаще всего встречается в Австралии и южных штатах США, над которыми зияют озоновые дыры). Приплюсуйте то, что в группе риска люди с фототипом кожи 1 и 2 — белокожие, светло– и рыжеволосые, с веснушками, с голубыми, серыми или зелеными глазами (портрет типичного белоруса!). И учтите коварство болезни. Она ведь ой как любит прятаться под маской других заболеваний кожи: порой к онкологу пациент попадает лишь после бесплодного лечения у косметолога или дерматолога, после примочек да компрессов, крио– и лазеропроцедур. «Это очень ухудшает прогноз заболевания, ведь бороться с меланомой изначально необходимо только по онкологическим канонам», — подчеркивает Александр Гладышев.


В чем–то права народная мудрость, утверждающая: «Все плохие родинки лучше бы удалить». Теоретически невусы (новообразования кожи) есть у 9 человек из 10. Но как определить на практике, где именно таится угроза, если так называемых «меланомоопасных невусов» целых 6 типов? Если коварная опухоль в трети случаев возникает вообще на пустом месте — чистой коже? Если, случается, меланома меняет излюбленные места «дислокации» — голень у женщин, торс у мужчин — и захватывает пальцы кистей рук и стоп, глазное яблоко и даже прямую кишку? Чтобы снять любые вопросы, онкологи, собственно, и проводят свою акцию, приглашая на прием всех, кто тревожится за себя. Помните: эта болезнь сомнений и промедления не прощает!


Полезный адрес


Все желающие в четверг, 25 ноября, могут показаться врачам консультативно–поликлинического отделения Минского городского клинического онкодиспансера по адресу: пр–т Независимости, д. 64, каб. 118, 120, 208, 322, 323. Телефоны для справок: 292–41–21, 331–08–28.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter