У Беларуси появится антарктическая станция

В полярный дом — на огонек

У нас будет антарктическая станция. Вопрос решенный. Более того, воплощение идеи уже началось. Корреспонденту «СБ» удалось побывать в будущем доме белорусских полярников. Правда, пока не в Антарктиде, а в Смолевичском районе — на предприятии «Мидивисана», сотрудники которого недавно закончили работу над первой лабораторно–жилой секцией трехсекционного полярного модуля. 
 

Если не считать окон и дверей, снаружи «полярный дом» выглядит как стандартный грузовой контейнер. Но чтобы сделать его пригодным для жизни в Антарктиде, разработчикам в тесном сотрудничестве с полярниками пришлось немало потрудиться. Учесть температуру воздуха в месте базирования Белорусской антарктической станции близ горы Вечерней (в 27 км от российской станции «Молодежная»), которая может опускаться до минус 60 градусов, возможные порывы ветра свыше 60 м/с да метели. 
 

Алексей Гайдашов в «рабочем кабинете» чувствует себя комфортно. 

— Исходя из этого мы и выполняли инженерные расчеты для основных конструкций и систем жизнеобеспечения, — начальник конструкторского отдела перспективных разработок предприятия Евгений Снитков показывает эскизную схему первого полярного модуля.

Замечаю, что на ней контейнеры установлены на специальной опорной платформе над землей. Это сделано, чтобы избежать заноса зданий снегом, поясняет собеседник. Поначалу сооружения в Антарктиде строили прямо на снежной либо скальной поверхности: год–три максимум — и они оказывались полностью под снегом. А с помощью такой конструкции можно не только избежать подобной проблемы, но и опускать или поднимать секции станции на нужную высоту по мере необходимости. 
 

Признаюсь, мне не терпелось заглянуть внутрь. У входа в контейнер встречает Алексей Гайдашов, без сомнения, самый опытный белорусский полярник, который руководит белорусскими антарктическими экспедициями с 2006 года.

— Проходите, — говорит, — будьте как дома.

Площадь первой секции всего 12,5 кв. метра. Так что внутреннее пространство продумано до мелочей. Во входном тамбуре расположен электрический распределительный щит. Тут же система водоснабжения — одна емкость для чистой воды, другая — для сбора бытовых стоков. Далее — санузел с биотуалетом, стиральной машиной, водонагревателем и душевой кабиной. Первое впечатление — тесновато. Наверное, человеку крупного телосложения свободно передвигаться здесь будет несколько затруднительно. Зато все максимально функционально. Но откуда брать воду?

— Береговые станции стараются располагать вблизи от пресноводных антарктических водоемов, глубина которых более 5 метров. Сверху они на метр–полтора закрыты льдом, но до дна не промерзают. Поэтому вырезается прорубь и с помощью мощного насоса вода по отапливаемому водопроводу подается на объекты станции, — делится особенностями полярного быта Алексей Гайдашов. — Мы, правда, первые годы будем обходиться без водопровода. Завозить воду планируем из водоема, расположенного в 200 — 250 метрах от будущей станции, в цистерне на санях... 
 

Что до утилизации бытовых стоков, их полярники будут вывозить на побережье и сливать в морскую акваторию. Это разрешено Протоколом по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, если состав экспедиции не превышает 30 человек. В период 2006 — 2015 годов в составе наших экспедиций, организацией которых под эгидой Национальной академии наук занимается Республиканский центр полярных исследований, было от 2 до 6 человек.

В следующем отсеке — рабочий кабинет. Алексей Александрович занимает место в кресле за столом. Для работы здесь созданы все условия — не хватает пока разве что компьютерной техники. За раздвижной дверью — спальный отсек. Рядом — кухонный блок, в котором предусмотрены водонагреватель, раковина, электроплита с вытяжкой, микроволновка, чайник, мебель для кухонной утвари. Обстановка для проживания и работы вполне комфортная, насколько вообще можно говорить о комфорте в полярных условиях. Кстати, в этой и последующих секциях размещение полярников предполагается по одному. Заглядывая в один из шкафчиков, нахожу там встроенный холодильник.

— Во время короткого полярного лета (с декабря по февраль) температура в Антарктиде может достигать нуля, иногда плюс 3 (на побережье), — читая удивление в моих глазах, объясняет Алексей Гайдашов. — Где хранить продукты? Копать какие–то шурфы, ледники? Во–первых, это неоправданные затраты времени. Во–вторых, такие шурфы существуют максимум один сезон, а потом их затягивает, и на следующий год работу нужно повторять. Что еще хуже, иногда происходит прорыв талых вод в эти пещеры, и продукты затапливает. Так можно вообще лишиться источника питания. У российских коллег такое случалось.

Вообще, можно много говорить об уникальности Антарктиды. Но фактически — это огромный континент, который 8 месяцев в году отрезан от «большой земли», отмечает полярник. Туда в это время не попадешь ни кораблем, ни самолетом. Случись что, помочь будет некому. Поэтому автономности и безопасности при разработке Белорусской антарктической станции уделяется первостепенное внимание. В том числе сохранению продуктов питания и горюче–смазочных материалов, без которых на станции не будет ни электричества, ни тепла. 
 
На этом корабле наши полярники плывут к берегам Антарктиды  
(Фото из личного архива Алексея Гайдашова)

Электропитание комплекса обеспечат дизель–генераторные установки. Разработчики предусмотрели возможность использования и солнечной энергии. При подключении солнечной батареи на крыше контейнера можно, например, обеспечить круглосуточную работу нескольких научных приборов, средств связи и компьютерной техники. А также зарядку аккумуляторных батарей системы бесперебойного питания — полчаса ее работы вполне может хватить, чтобы при необходимости устранить неисправности в системе энергоснабжения. Что касается полного круглогодичного обеспечения питания станции за счет энергии солнца и ветра, то это очень дорогостоящий проект. К тому же следует учитывать значительную продолжительность полярной ночи в этих широтах (около 4 месяцев) и до 130 дней в году со штормовыми ветрами.

— Сейчас в Антарктике есть лишь одна станция, которая широко (до 10% потребности) пользуется возобновляемыми источниками энергии — бельгийская «Принцесса Элизабет», — Алексей Гайдашов побывал и там. — Бельгийцам потребовалось три года только на проведение проектно–изыскательских работ. По всей Антарктиде разработчики выбирали место с оптимальной розой ветров, анализировали обстановку с точки зрения ветровой нагрузки, количества солнечных дней в году. Стоимость разработки и реализации такого проекта оценивается в сумму около 25 миллионов евро. Наш проект станции обойдется на порядок скромнее.

Вслед за первой лабораторно–жилой секцией антарктической станции в августе — октябре предполагается сделать еще две. Во время очередной, 8–й по счету белорусской экспедиции, они будут доставлены на борту российского научно–экспедиционного судна к берегам шестого континента. Оттуда на вертолете — на место базирования Белорусской антарктической станции. В ближайшие годы на очереди — установка модуля из восьми секций, медицинского блока, двух дизель–электростанций по 100 кВт каждая, трех емкостей для хранения ГСМ, гаражных боксов, складских сооружений. Когда все работы будут закончены, примерно через 4 — 5 лет, планируется, что белорусские полярники смогут проводить в Антарктиде не только сезонные исследования во время полярного лета, как это было до сих пор, но и оставаться там на зимовки.

КСТАТИ

Лишь 35 — 40 процентов из тех, кто впервые побывал в Антарктиде, возвращаются работать в полярные районы снова. Остальные, в первую очередь по психологическим, морально–волевым качествам, отсеиваются.

ОФИЦИАЛЬНО

В число участников Договора об Антарктике входит 51 государство. 29 из них имеют статус консультативной стороны и право голоса–вето при принятии решений, касающихся настоящего и будущего шестого континента. Остальные, в том числе и Беларусь, с правом совещательного голоса. Однако в планах нашей страны в ближайшие годы согласовать статус консультативной стороны.

ЦИФРА

С 1956 года в Антарктике работали более 100 белорусов. Сначала — в составе советских антарктических экспедиций, а с 2006 года — белорусских.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 137 (24767). Среда, 22 июля 2015
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter