В поле не воин

О уборке овощей

Давно заметила неприятную закономерность. Каждую осень, как только начинается уборка овощей, чиновников Могилевщины невозможно застать на рабочих местах. Целыми службами и отделами они выезжают в поля, чтобы помочь сельчанам убрать свеклу, лук, морковь и капусту. Даже летом, в разгар отпусков, в райисполкомах наблюдается куда большее оживление, чем в сентябре — октябре. Конечно, труд толокой — традиция похвальная, но...


Нервничают под дверями закрытых кабинетов не дождавшиеся приема посетители, откладываются деловые встречи, не решаются неотложные вопросы, долго рассматриваются обращения... На прошлой неделе, к примеру, описанная выше картина наблюдалась в Чаусском, Круглянском, Могилевском райисполкомах. Некоторые из временных «тружеников полей» предусмотрительно захватили с собой в поля мобильные телефоны, чтобы прямо оттуда наставлять подчиненных, слушать распоряжения свыше. Но дистанционное управление все же большей частью малоэффективно...


Я тоже считаю, что убрать урожай без потерь — очень серьезная задача. Но не слишком ли накладно отвлекать дипломированных специалистов от их основных обязанностей?! Поделилась сомнениями с заместителем начальника райсельхозпрода Могилевского райисполкома Дмитрием Зайцевым, которому и самому не раз приходилось бывать в роли помощника полевода. Дмитрий Николаевич от моих размышлений отмахнулся: дескать, нормальная ситуация. Мол, такая практика существует десятилетиями. Лично Зайцеву незамысловатый сельский труд даже нравится — вносит в жизнь разнообразие, да и мышцы иногда не мешает размять.


А потом мой собеседник привел веские аргументы. Чтобы применять на уборке овощей специальную технику, нужно засевать ими большие площади. В большинстве же хозяйств «плантации» этих культур весьма скромны. Но главное — если за дело возьмутся машины, быстрее не будет, а стоимость плодоовощной продукции в магазинах... резко повысится. Вот те раз! А я–то привыкла считать по наивности, что механизированный труд намного производительнее и дешевле...


Кстати, кто–нибудь когда–нибудь подсчитывал «экономический эффект» от шефской помощи? Я, например, считаю, что от нее сплошные убытки. Работая в поле, чиновник своими основными обязанностями не занимается, но получает зарплату «по–среднему». За собранную свеклу или лук ему доплачивают еще и в хозяйстве. А если вдруг в поле с непривычки простудится, заболеет (что, кстати, совсем не редкость), оплачивается еще и больничный. Да и сноровка у горожанина в поле не та. В чем выгода?


В беседах «не для печати» многие руководители сельхозпредприятий тоже жалуются: неважные из чиновников помощники. Едут не деньги зарабатывать, а отбывать «барщину». До обеда кое–как поковыряются — и силы на исходе, а половина рабочего дня еще впереди. Куда больше пользы приносят поденщики от службы занятости. В отличие от чиновников в поля они отправляются добровольно. Опять же для них это — значимый источник дохода, зарплата «по–среднему» не начисляется. Другое дело, что не хватает на все СПК безработных. Да, в прошлые годы приходило столько желающих, что не хватало рабочих мест. В этом же, напротив, трудиться целый день за 40 — 50 тысяч рублей соглашаются немногие.


С тем, что каждый должен заниматься своим делом, поспорить трудно. Работница отдела экономики одного из райисполкомов три дня отработала в поле, теперь «подчищает хвосты» на основном рабочем месте. На помощь рассчитывать не приходится. Начальник сотрудницы считает ее нерасторопной: обещала подготовить документ еще на прошлой неделе, но так ничего и не сделала. Бизнесмен, который дважды не смог попасть к даме на прием, обиделся. В итоге пострадал имидж службы. В СПК от работы горожан не в восторге. В общем, все недовольны!


Почему все же не засевать овощами большие площади, чтобы лук и морковь убирала техника? Почему организациям, которые нынче помогают сельхозпредприятиям рабочей силой и начисляют отсутствующие зарплаты по–среднему, не направлять те же деньги в СПК без отрыва специалистов от дел? Эти средства можно было бы использовать для повышения расценок поденщикам от службы занятости, те охотнее соглашались бы потрудиться в поле.


По мне, все так просто. Проще не бывает... Но почему же в реальности так сложно?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter