В поисках утраченного

Время ли толковать о возвышенном? Когда, например, в вагон метро вваливается компашка бритоголовых юнцов (из тех, у кого с детства, видимо, пальцы веером), громогласно гогоча и извергая мат? Однако же две девочки-старшеклассницы, беспардонно потесненные развязными ровесниками, нашли местечко в уголке и продолжили захвативший их разговор.
Время ли толковать о возвышенном? Когда, например, в вагон метро вваливается компашка бритоголовых юнцов (из тех, у кого с детства, видимо, пальцы веером), громогласно гогоча и извергая мат? Однако же две девочки-старшеклассницы, беспардонно потесненные развязными ровесниками, нашли местечко в уголке и продолжили захвативший их разговор. Стриженая, в джинсах с воодушевлением признавалась подружке

: - Знаешь, меня поразил этот парень - Эраст Фандорин. И я подумала: какая чушь, что глупо иметь идеал. А ты про него читала?

Собеседница призналась, что с акунинским героем не знакома, а выслушав, какой Фандорин смелый, умный и как он полюбил хорошую девушку, вздохнула

: - Надо же! А мне, представь, хороший мальчик ни в одной книжке еще не встретился...

Случайно в толчее услышанный диалог заставил вспомнить многое. Дочь одной моей подруги горячо жаловалась на окружающую обыденность

: - А я хочу чего-то другого, чтобы сверх привычного, красиво, не как у всех сейчас.

Юноша, которого грубо обманула первая любовь, смятенно вопрошал

: - Так если все-все беззаветно отдаешь другому - значит, ты придурок?

Вы скажете, читатель, что это - редкая порода? Исключения из общего правила, "белые вороны" - такие девушки и юноши? Однако они встречаются среди нас, и уже одно это радует. И очень печалит. Потому что если вдуматься, то, боюсь, выходит так: юные идеалисты разочарованы действительностью. Тем миром, который мы создали (хотели того или нет, другой вопрос). Идеалы предшествующих эпох были низвергнуты прежде, чем нынешние подростки начали осознавать себя. "Тургеневская барышня" безнадежно устарела. Павка Корчагин списан в архив. Зоя Космодемьянская опорочена. Юрий Гагарин прочно забыт. Мальчики и девочки росли под сленговую фразочку "Чай, кофе, потанцуем?". Ведь как переводится это ироническое иносказание? "Кайф, пиво, секс..." Не то убого, что стандарт такой: не молодость же вовсе, если без развлечений и здорового авантюризма. Беда, похоже, в том, что, кроме стандарта легкого и раскрепощенного времяпрепровождения, нынешним тинэйджерам предлагается мало или вовсе ничего.

Молодежь, мне кажется, столкнулась с проблемой: как жить без почвы, держась ни на чем? Делать себя с кого? Где он, образец для подражания? Кумиры не в счет: по шоудивам и шоуменам фанатеют в толпе или тусовке. Восторг выплескивается криками, топотом ног, швырянием бутылок из-под пепси - а после наступает оглушительная пустота. А мы ведем разговор о тех героях, которые направляют поступки юного человека, под благотворным воздействием которых он из каждодневной рутины лепит свою индивидуальную историю.

Мне скажут, что до смешного наивна вера девушки - как в идеал - в сыщика былых времен Фандорина. Не стану спорить. Сама считаю, что литературный образ далеко не безупречен. Но если за такой пример, как за спасительную соломинку, хватается пытливое воображение, то о чем нам это говорит? Разве не о том, как на самом деле велика тяга к идеалу?

Общаясь с взрослеющими детьми нашего безвременья, я не раз остро ощущала, как они одиноки, растеряны, угнетены. А ведь им (больше некому...) как раз, наверное, и предстоит возделывать образовавшуюся пустыню. Труднопостижимым образом, инстинктивно, может, они предчувствуют будущую свою миссию. Может, маята их и переживания не что иное, как подготовка к тому созидательному труду?

Каждое поколение совершает открытие: вспоминает, если угодно, хорошо забытое старое. В середине прошлого века немецкий теолог и философ Романо Гвардини писал: "Авторитет есть основа всякой человеческой жизни, не только несовершеннолетней, но и самой что ни есть зрелой; он не только помогает слабому, но воплощает сущность всякой высоты и величия..." И мне, когда сейчас к его мысли обратилась, подумалось вот о чем... Если бы зрелые имели смелость, то они признались бы юным, что им самим и тягостно, и скучно, и тоскливо - например, без критериев, которые дают четкое представление о красоте подвига. И как знать, не придет ли и к старшим второе дыхание, если они увидят, как крылатая юность берет разбег, чтобы преодолеть мрачное притяжение низменного, пошлого, глумливого?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter