В поисках утраченного

Полесье — место в Беларуси таинственное и даже мистическое...

Полесье — место в Беларуси таинственное и даже мистическое. Сама природа к тому располагает — малодоступная и такая же малообжитая. И люди обитают здесь особенные — немного чудные и капельку себе на уме. Даже шагая в ногу с прогрессом, они умудряются оставаться традиционными полешуками.


Сейчас из Полесья делают белорусскую туристическую Мекку. В целом подход, конечно, правильный: пусть народ приезжает, смотрит, восхищается. Но! Не превратить бы все это в этакий дешевый балаганчик, когда за разухабистой, грубо раскрашенной псевдонародностью не стоит ничего, кроме желания местных начальников отчитаться о проделанной работе «по привлечению». К сожалению, сегодня далеко ходить за примерами не нужно. Полесье вообще место сакральное и суеты не терпит. Ну какая, скажите на милость, может быть суета, когда плывет по размеренной ряби Припяти почерневшая от воды длинная деревянная лодка, тишина — только уключина поскрипывает, да время от времени рыба выскочит и с негромким плеском шлепнется назад в воду? В лодке высокий, худой, понурый с виду полешук гребет себе потихоньку и о чем–то своем думает. О чем? Вряд ли о козе, которую забрал с заречного луга и везет домой, и уж, конечно, не о стожке душистого сена для той козы... Хотя и коза здесь вам не просто так. Это для нас она мелкое рогатое животное, дающее молоко. А в народной традиции, и полешуцкой, и в целом славянской, — символ плодородия, который обязательно присутствует во всех рождественских и масленичных обрядах.


Мне кажется, когда окунаешься в полесскую природу, вообще в полесскую реальность, начинаешь не столько думать, сколько чувствовать... В полесских лесах, в дурманяще–ароматном буйстве полесского разнотравья невозможно раскладывать мир по полочкам. Полесье — потрясающе целостная отдельная страна, и от того такая колдовская. Колдовство тебя обступает повсюду. Причем даже там, где совсем не ожидаешь с ним встретиться. Вот, скажем, едешь из Минска на машине (а раньше — на большом красном автобусе) по так называемой бетонке — прямой, как бесконечная взлетно–посадочная полоса (говорят, именно с такой целью ее и построили когда–то), части шоссе на Гомель, начиная примерно от Микашевичей... Едешь, смотришь в окно. За окном только лес, деревень нет, автомобилей почти нет... И вдруг раз — выхватываешь взглядом глубокие и черные, как омуты, блестящие и гладкие водяные колодцы. Вокруг них, словно оправа, редкая осока, коричневые початки камыша. (Не знаю, но слышала, что камыш нельзя рвать и приносить в дом: нехорошая, мол, примета. И очень милую на вид траву, которой тоже много в полесских лугах — «слезки», — тоже лучше оставить там, где растет, хоть она так замечательно дополняет луговые букетики.) Мне всегда казалось, что такой колодец — это некий потайной ход в непостижимую для человека реальность. Не врата ада и не врата рая. А просто вход в другой мир. Короче, вот он, наш собственный «Твин Пикс»... Не хватает только своего Дэвида Линча и Марка Фроста, чтобы все это облечь в нужную кинематографическую форму. А так какое богатое поле для творческой фантазии!


А идей–то — море! Главное только глаза распахнуть пошире и из ушей достать наушники от мобильника. Вот, например, совершенно потрясающий обряд «вождение куста» в Ивановском регионе. На Троицу молодую девушку одевают в зеленый наряд, распускают ей волосы и водят от дома к дому. Она — «куст». А куст символизирует род, семью. Скажете: живое язычество. Возможно. Но как же красиво и символично!


А в Ветковском и Добрушском районах в самом конце весны, на Вознесение, проводили обряд под названием «стрела». Один из главных его элементов — «закапывание весны» в виде специальной куклы. С особым удовольствием это делали, когда весна подводила — выдавалась холодной и мокрой. Еще один элемент «стрелы» — хоровод. Его выстраивали и водили по специальной траектории, похожей на стрелу.


В столинских окрестностях на Рождество проводили — и проводят до сих пор! — обряд «коники». Выглядит он очень впечатляюще и по–настоящему таинственно, поскольку действо идет ночью, под звон колоколов, с целым сонмом ряженых, среди которых обязательно скачут Смерть и Черт. Но Солдат — светлая сила — все напасти и нечисти побеждает. Хотя темная сила так просто не сдается. Вот на днях фольклорист Елена Довнар–Запольская рассказала, что, когда ей прислали из Давид–Городка материалы по «коникам» и она стала с ними работать, ее компьютер вдруг самым таинственным образом «сдох»... Поверили? Шутка, как говаривал незабвенный герой фильма «Кавказская пленница». А может, и не шутка.


Еще на Рождество народ развлекали батлеечные представления, тоже с традиционными героями, символизировавшими все главные ипостаси человеческой сущности.


Такое оно, Полесье — таинственное и завораживающее...


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter