В поисках утраченного

Новый этап в развитии почтового дела стартовал после присоединения Белоруссии к России и продолжался до начала XIX века...

Сегодня трудно представить себе жизнь без телефона и почты. Ну как еще, скажите, оперативно заняться делами или с друзьями пообщаться? А последние новости узнать? Да и что–нибудь интересненькое в газете почитать? Нам, привыкшим к благам цивилизации, кажется, будто средства коммуникации, способные сокращать огромные расстояния между людьми, существовали едва ли не вечно. Между тем почтовая связь (не говоря уже о телефоне) не столь уж и старая услуга.


В Беларуси один из этапов развития почты связан с именем Петра I. Именно по его распоряжению во время русско–шведской войны на наших землях начали строить почтовые станции и дороги, по которым развозились не только частные и казенные письма, но еще и газеты.


Новый этап в развитии почтового дела стартовал после присоединения Белоруссии к России и продолжался до начала XIX века. В первой половине позапрошлого столетия на территории Беларуси стали появляться дороги нового типа — шоссе. Некоторые из них проходили через Могилевскую губернию: например, трасса Москва — Варшава. Возводились и новые почтовые тракты Брест–Литовск — Бобруйск, Бобруйск — Могилев. С 1850 года экипажи с почтой и пассажирами отправлялись из Санкт–Петербурга в Могилев и Бобруйск, затем по новой линии шоссе следовали до Брест–Литовска и далее — в Варшаву.


В «Указателе дорог Российской империи», изданном в 1804 году, главная почтовая дорога Санкт–Петербург — Могилев — Чернигов — Екатеринославль обозначена под № 148. На дороге размещалось 19 почтовых станций. Одиннадцать из них имели ночлежные места. Однако многие станционные дома были весьма ветхими. В 1824 году могилевский почтмейстер докладывал начальству, что почтовый дом в Шклове, взятый в аренду у вдовы Розенберховой, находится в очень плохом состоянии: «Неблагоприличны помещения в нем для проезжающих и содержатся в крайней неприятности».


В 20–е годы XIX века Могилевская почтовая станция владела двухэтажной каменной гостиницей. На первом этаже располагались людские комнаты, на втором — «для господ проезжающих». Что характерно, до 1815 года здесь размещался и могилевский острог. Содержал почтовую станцию отставной полковник Витковский. Имущество ее не было особо богатым. Здесь имелось два обыкновенных стола, два ломберных стола, 24 стула, один диван, одна деревянная скамья, 4 зеркала, несколько чернильниц. В те годы в Могилеве существовало еще одно почтовое здание, в котором располагалась Могилевская губернская почтовая контора.


В 1840 году в белорусских губерниях провели эксперимент под названием «устройство рассыльной почты по уездам». Намерения тогда выказывались самые благие. Планировалось сделать так, чтобы письма могли посылать друг другу жители, живущие в одном уезде. Разумеется, мало кто надеялся, что крестьяне вот так вдруг и сразу начнут отправлять один другому послания. Скорее, предполагалось, что писать друг другу будут помещики. Однако владельцы имений оказались не склонны к эпистолярному жанру. В 1841 году по рассыльной почте Могилевской губернии отправили аж... 2 (!) письма. Потому проект к дальнейшей реализации принят не был.


В 1862 году могилевским губернским почтмейстером стал статский советник К.К.Коржицкий. За время его работы губернская почтовая контора получила наивысший разряд — I класс. Иными словами, начальник вывел подчиненную организацию в передовые. В те годы в Российской империи таких контор имелось всего 6 из существовавших 47. Штат конторы сложился немаленький — 30 человек. Губернский почтмейстер получал 1.200 рублей в год, его помощник — 1.000 рублей. 15 почтальонов зарабатывали значительно меньше — по 150 рублей ежегодно.


К началу XX века в Могилевской губернии действовало 29 почтово–телеграфных и 35 почтовых отделений. Точных сведений о количестве почтовых ящиков в регионе нет. Известно лишь, что в самом Могилеве их насчитывалось 12.


К 1914 году на почте Могилева была введена в эксплуатацию регистрационная машина–автомат по приему заказной корреспонденции. Известно, что с 6 по 9 сентября 1915 года на ней обработали 756 писем. Иными словами, 189 отправлений в день — для губернского Могилева тех времен количество более чем приличное.


В годы Первой мировой войны вся воинская корреспонденция пересылалась бесплатно. Открытки с заранее проставленными печатями «для пакетов» и «из действующей армии» раздавались всем военнослужащим, желающим послать весточку родным и близким.


Говоря о связи, невозможно, разумеется, умолчать о развитии телефонной сети, история которой насчитывает более 100 лет. Первыми в Могилевской губернии об устройстве телефонных линий ходатайствовали (в начале 1860–х) князь Паскевич, купец Леккерт и содержатель почты Андреев. Но лишь в 1898–м появился проект сети, которая начала свою работу 1 января 1904 года. Несмотря на то что об автоматической связи тогда и мечтать не приходилось, — соединение шло через телефонистов, телефонная сеть функционировала круглосуточно, позволяя абонентам связываться друг с другом в любое время дня и ночи. Первые полтора года работа телефониста была уделом лишь представителей сильного пола. Лишь 1 сентября 1906 года на работу в могилевскую телефонную сеть приняли первую женщину–телефонистку в городе — Клавдию Аристархову. С этого момента горожане, желавшие куда–либо дозвониться, начинали свое обращение с классического: «Барышня...»


Глядя на губернский центр, стали развивать наисовременнейший на то время вид связи и в регионах. В 1908 году начала работать частная телефонная сеть Бобруйска на 100 номеров. Ее создателем был контролер–механик местного телеграфа Эраст Кравченко. Спустя 6 лет первый звонок прозвучал в Быховской уездной земской телефонной сети — весьма небольшой, надо сказать: насчитывала она всего–то 43 абонента. До определенного времени пользование телефоном оставалось уделом избранных — далеко не каждый мог поставить у себя дома аппарат. Но в 1912 году в здании Могилевской почты установили первый телефонный аппарат, которым мог воспользоваться любой желающий. Плата за пользование первым городским «таксофоном» оказалась не такой уж и маленькой: за две минуты разговора — 15 копеек.


Могилевская губерния стала и абсолютным рекордсменом в области телефонизации. В 1916 году — чтобы Николай II, находившийся в Ставке в Могилеве, мог без проблем соединиться с правительственными учреждениями столицы, — была построена самая длинная на тот момент в мире линия связи Могилев — Санкт–Петербург.


Конечно, сегодня и почтовики, и телефонисты предоставляют гораздо больше услуг, чем 100 лет назад. Но это закономерно: жизнь на месте не стоит. И это замечательно!


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter