В поисках утраченного

В сегодняшнем выпуске «В поисках утраченного» мы рассказываем о третьей книге из новой серии нашего постоянного автора, коллекционера–филокартиста, историка Владимира Лиходедова...

В сегодняшнем выпуске «В поисках утраченного» мы рассказываем о третьей книге из новой серии нашего постоянного автора, коллекционера–филокартиста, историка Владимира Лиходедова. Этот альбом, как и два предыдущих, был подготовлен к печати и вышел в минском издательстве «Технология», с которым Владимир Алексеевич давно и успешно сотрудничает, при содействии компании «Белтех холдинг». Весь текст в книге «Беларусь i мусульманскi свет» изложен на четырех языках — белорусском, русском, английском и арабском. И как всегда, читатель найдет на страницах издания богатейшую коллекцию иллюстраций — старых фотографий и открыток.


История торговых, политических и культурных связей белорусских территорий со странами мусульманского Востока пока еще изучена далеко не полностью. Но что уже можно с уверенностью утверждать: связи эти были очень давними и временами весьма плодотворными. В IX — XI веках торговля наиболее интенсивно налаживалась именно с восточными странами, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки восточных серебряных монет, каменных (сердоликовых, хрустальных) бусин, фрагментов посуды. Главным субъектом восточной коммерции выступал Полоцк — древний город на Двине, центр княжества и международной торговли в регионе.


Первые свидетельства контактов белорусских земель с мусульманским миром — серебряные монеты дирхамы. Древнейшие из них датируются VIII веком. На начальном этапе — примерно до 833 года — преобладали монеты династий Умайадов и Аббасидов североафриканской чеканки. В последующем главенствующее место заняли монеты азиатской чеканки. Наибольший клад дирхамов — сейчас из него известно 7.690 целых и фрагментированных монет — обнаружили в окрестностях деревни Козьянки недалеко от Полоцка в 1973 году. А сокрыли его в середине 940–х годов. Абсолютное большинство монет здесь представлено дирхамами Арабского халифата, чеканенными в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Закавказье, на территории нынешних Ирана, Афганистана, в Центральной Азии. В кладе отразилась обширная география вовлеченного в торговлю с белорусскими территориями мусульманского Востока.


Восточная торговля процветала и втягивала в свою орбиту земли вплоть до Скандинавии. На арабском рынке высоким спросом пользовалась северная пушнина, особенно ценились соболь и черно–бурая лисица, ввозились также мед, воск, лен, выделанные кожи, некоторые сорта древесины, береза, мечи западного изготовления. В обмен к нам шли серебро, бусы из оникса, сердолика, хрусталя, раковины каури, посуда. Но в конце Х века запасы азиатского серебра истощились, а нового достойного товара на замену ему не нашлось, поэтому торговля с Востоком потихоньку стала угасать.


Завоевание монголами в первой половине XIII века стран Средней Азии, Закавказья, а затем и Руси почти прервало традиционные связи наших земель с мусульманским миром. Однако в XIII веке на значительной территории Монгольской империи, когда она фактически распалась, мусульманство было принято как государственная религия. А так как отношения между наследниками Монгольской империи — Золотой Ордой и прочими ордами — ВКЛ поддерживало непрерывно, влияние мусульманства отмечалось постоянно.


О том, как в разных местах на территории Беларуси появились татары–мусульмане, уже сказано и написано немало, хотя до сих пор в большинстве доступных публикаций картина представляется узковато, если оценивать ее историческое содержание. Книга В.Лиходедова в значительной степени эти горизонты расширяет, в чем ее несомненное научно–популяризаторское значение. Кроме того, автор предлагает читателю много другой интересной информации, касающейся исторических связей нашей страны с государствами Востока. Например, рассказывает о незаурядных людях, в чьих судьбах тесно переплелись белорусские и восточные мотивы. И если армяне Аванес (Ян) и Леон Маджарские, «отцы» легендарных слуцких поясов, или новогрудская лекарка Соломея Русецкая, известная своими авантюрными путешествиями–приключениями в Стамбул и на Балканы, достаточно хорошо известны публике, то имена виленца Захария Дзевонского, деятельность которого связана с Алжиром, или Станислава Юлиана Остророга — полковника Османской империи — остаются где–то за рамками узнаваемости. А ведь С.Остророг родился в Могилеве! В 1830 году в семье мирового судьи Антона Остророга. После подавления восстания 1830 — 1831 годов, опасаясь репрессий, семья эмигрировала во Францию, где Станислав и провел молодость. Он принимал участие в Восточной (Крымской) войне 1853 — 1856 годов как капитан Дивизии султанских казаков (были и такие!) под командованием английского генерала Генри Найта Сторкса. В 1854 году Остророг уже стал полковником османской армии. После войны жил в Англии. Занимался изобретательством в самых различных областях. Затем переселился в Париж, печатал там стихи на польском языке, основал известную фотографическую фирму Walery. Умер в Лондоне в 1890 году.


Книга В.Лиходедова подробно рассказывает о таком восточном артефакте нашей истории — по крайней мере, города Минска, как булочная Офли. Она располагалась на углу Губернаторской и Захарьевской улиц (нынешние улица Ленина и проспект Независимости; на этом месте теперь стоит здание Нацбанка). Дом Офли изображен на многих открытках конца XIX — начала XX века. Заведение состояло из собственно булочной с кондитерской, носившей громкое название «Константинопольская», и кофейни. Рядом располагалось общежитие пекарей, в двух комнатах которого в 1910 году умещалось 28 человек и кухня. Еще дальше — фруктовый магазин Офли и две его же пекарни.


Офли — целая династия минских пекарей турецкого происхождения. Живя и работая в Минске, они оставались турецкоподанными. Булочную открыли в 1892 году в арендованных у минского домовладельца Мельцера помещениях. Сначала на работу Офли брали местный люд. Но с 1902 года стали принимать исключительно своих — турок. Эти турки зачислялись пайщиками предприятия, правда, без внесения капитала. Никаких письменных соглашений у них с Офли не существовало. Но никто никого не обманывал, все делалось по совести. Для «прозрачности» отношений с партнерами все свои бухгалтерские книги Офли вел на турецком языке. Управляющим у него служил Николай Григорьевич Ованесов, мещанин из города Шуши Елисаветпольской губернии. Но вообще–то в списках сотрудников Офли в конце концов стали значиться и белорусские, и польские фамилии.


Заведение Офли имело заслуженную солидную репутацию. Производство было немаленькое, булки выпекались в огромном количестве. И за их качеством строго следили. Проверки всегда фиксировали соблюдение гигиены и необходимых санитарных норм. Филиалом «Константинопольской» считалось заведение на углу Богадельной и Преображенской улиц (ныне Комсомольская и Интернациональная). Во главе этого предприятия стоял другой Офли — Халим–Мустафа. На фотографии начала XX века видна вывеска в виде большого калача и начальные буквы названия — «Ко...». Видимо, тоже «Константинопольская».


Мир многогранен и удивителен. И не важно — мусульманский он, христианский, иудейский или вовсе атеистический. Это мир людей, желания которых независимо от национальностей и вероисповеданий одинаковы. Мы все одинаково хотим спокойствия на своей земле, благополучия в семье, здоровья для себя и своих близких, счастья и радости в глазах наших детей. А для этого надо протягивать руку дружбы и помощи тем, кто рядом с тобой, и относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. В Беларуси это знали и понимали всегда и всегда так и поступали.


Подготовила Алина КОЛЕСНИКОВА.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter