В поисках утраченного

На половине пути от Гродно до Августовского канала есть удивительное по красоте место — дворцово–парковый комплекс Святск...

На половине пути от Гродно до Августовского канала есть удивительное по красоте место — дворцово–парковый комплекс Святск. С шоссе его почти не видно, но стоит свернуть направо и проехать вдоль озера по узкой дороге еще метров 700, как окажешься на территории величественного замка. Богатым его обличье, однако, кажется лишь издалека. Если подойти ближе, то увидишь совсем иную картину: покрытые плесенью стены, осыпавшаяся штукатурка, одичавшие кустарники вокруг. Так сегодня сиротливо выглядит бывшая резиденция Воловичей.


Я сюда заезжаю часто: всякий раз, как бываю на Августовском канале. И почти всегда встречаю здесь машины с туристами. Люди любят фотографироваться не только на фоне дворцовых стен, но и у огромных многотонных валунов, лежащих у входа на территорию комплекса. Но мало кому удается зайти внутрь здания и увидеть остатки былой роскоши. Дверь обычно на амбарном замке, и открывают ее для посторонних нечасто — сторожу дополнительные хлопоты ни к чему. Но коль вам повезет подняться по крутым скрипучим ступенькам старой лестницы и осмотреть здание изнутри, советую прежде узнать, как все тут выглядело раньше.


...Дворец в Святске построен в 1779 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко. А все начиналось с того, что к талантливому зодчему, обосновавшемуся в Гродно в 1773 году, обратился гродненский маршалок Юзеф Волович: он предложил возвести огромное здание в родовом имении своей знатной магнатской семьи. Но до новоселья Волович не дожил, строительство дворца завершалось при его сыне Антонии — будущем сенаторе Королевства Польского.


Двухэтажный дворец, возведенный в стиле расцвета барокко, выглядел шикарно. Всю внутреннюю «начинку» помещений — мебель, напольные часы, камины, печки, двери, люстры, консоли, вазоны, лепнину на стенах и многое другое — изготавливали по заказам и под руководством самого Джузеппе Сакко. Вокруг дворца раскинулся роскошный, в английском стиле, парк. Чуть поодаль благоухал сад с редкими породами плодовых деревьев. Рядом располагался лес из грабов, сосен, кленов. Во дворе в специальных кадках росли многометровые фикусы — редкие растения для здешних мест. Настоящее зеленое царство! Имение окружали рвы с водой, частично сохранившиеся до сих пор.


Дворец долго служил магнатам, пока в конце XIX века имение вместе со зданиями не перешло в руки другого хозяина. По одной из версий, весь комплекс Волович проиграл в... бильярд. С тех пор постепенно былая слава загородной резиденции стала угасать. В 30–е годы прошлого века во дворце расположили наркологическую клинику — единственное учреждение такого типа на всю Польшу. Лечились там избранные богемные персоны со всех концов страны. Старожилы деревни Святск еще помнят, как по территории имения важно расхаживали мужчины в длинных плащах и шляпах. Удивительно, но и в советское время комплекс в Святске приспособили под лечебницу: там долго находился медицинский центр реабилитации больных туберкулезом. Последние пациенты покинули «дворцовые» палаты лишь в 2005 году. С тех пор в помещениях гуляет ветер.


Не имея настоящего хозяина, здание изрядно обветшало. От былой красоты мало что осталось. Камин заложен, лепнина потускнела, кое–где вылезла плесень. Но если присмотреться, увидишь и оригинальные вещи — обшитые резным деревом стены, лестницу, печки. Но как вдохнуть в него новую жизнь?


После того как из Святска убрали туберкулезную лечебницу, здания дворцового комплекса, имеющие историко–культурную ценность, почему–то «повесили» на отдел образования Гродненского райисполкома. Понятно, новый владелец при всем желании не в состоянии даже сделать там мелкий ремонт, не говоря уже о капитальном. Попытки найти богатого покупателя предпринимались не раз и не два. Приценивались инвесторы из других стран. В качестве своеобразной «приманки» для них служил реконструированный два года назад Августовский канал. Но пока воз и ныне там.


Сдвинуть с места решение затянувшейся проблемы в Гродно пытались. На 9 декабря прошлого года был назначен аукцион по продаже дворцово–паркового комплекса в деревне Святск. Кроме основного здания, на торги выставлялись все культовые и хозяйственные постройки, а в придачу — 1.068 деревьев и кустарников. Кроме того, заключался договор на аренду земельного участка площадью 34 гектара сроком на 50 лет. Не правда ли, заманчивые предложения? Ничего подобного в Гродненской области еще не предлагалось. Вот только бросалась в глаза стоимость объекта — 16,3 (!) миллиарда рублей, причем сумма задатка — 10 процентов. Для того чтобы в течение трех лет (таково главное условие аукциона) здесь сделать ремонт и обставить мебелью помещения, потребуется как минимум еще столько же средств. Так что торги не состоялись: не оказалось желающих принять в них участие.


Что же теперь? По аукционным правилам, первоначальную ценовую планку можно снижать, теоретически — даже до одной базовой величины. Главное, чтобы успеть и окончательно не потерять эту необыкновенную жемчужину зодчества.


Дворец в Святске снова выставлен на торги, его начальная стоимость уменьшена на 20 процентов. Есть надежда, что рано или поздно покупатель найдется. А вот судьба памятника XIX века — дворца князей Друцких–Любецких в Щучине — до сих пор неизвестна. В старинном здании на берегу озера гуляет ветер, со стен осыпается штукатурка. Единственное, что удалось сделать, — отремонтировать крышу. В поселке Желудок Щучинского района, где расположен двухэтажный дворец в стиле необарокко с парком, принадлежавший знатному местному роду Четвертинских, не сделано и этого. Там уже много лет ищут, кто бы взял комплекс. Даже бесплатно...


Из письма в редакцию:


«Хорошо, что из руин восстанавливают замки, старинные усадьбы, дворцы: все это наша история, наше достояние, наша гордость. Хорошо, что в Беларуси не остается так называемых «романтичных руин». Но у нас есть столько привлекательных мест — еще не руин, еще используемых помещений, — за которыми вроде бы кто–то и следит, но на деле эти памятники дряхлеют. Посмотрите на бывшую усадьбу Воловичей, которая в 20 — 25 километрах от Гродно. Пока там размещался туберкулезный санаторий, что–то ремонтировалось, подкрашивалось и заметного ветшания дворца не наблюдалось. Теперь — заброшенный дом с обвалившейся штукатуркой, заросший двор, опустевшие помещения...

Таиса ТРЕЙГО, Гродно».


Из официального ответа в редакцию «СБ» начальника управления культуры Гродненского облисполкома А.Лойко:


«На территории Гродненской области находится 676 историко–культурных ценностей, из них памятников архитектуры — 252. В области проводится работа по реставрации объектов историко–культурного наследия. Изготавливается проектно–сметная документация на реставрацию Коложской церкви в Гродно, Сынковичской церкви оборонительного типа в Зельвенском районе, Гольшанского замка в Ошмянском районе, Лидского замка, Старого замка в Гродно. Закончилась реконструкция памятника XVIII века по ул. Замковая, 16 (Гродненский государственный музей истории религии), идет реставрация замка в г.п. Мир и других объектов.


Учитывая количество объектов, на которых необходимо провести ремонтные работы, работы по реконструкции, реставрации, следует отметить, что одновременно отремонтировать и отреставрировать все объекты невозможно. Поэтому ряд объектов в поисках инвесторов выставлен на аукцион.


С 2005 года здание (дворца Воловичей. — Ред.) не используется. Нельзя не заметить, что в здании происходят разрушительные процессы. Но для обеспечения охраны объекта введены 3 ставки сторожа и 1 ставка заведующего хозяйством... Процедура продажи (дворца Воловичей. — Ред.) с аукциона будет продолжена в 2009 году с постепенным снижением цены продажи».


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter