В поисках компромисса

Как полагают специалисты Международной финансовой корпорации, осуществляющей в Беларуси проект МФК Развитие малого и среднего бизнеса, недавно принятый Декрет Президента ј 22 и новая редакция Положения о государственной регистрации неминуемо спровоцируют очередной мертвый сезон, необходимый для изучения нововведений в исполкомах.
Как полагают специалисты Международной финансовой корпорации, осуществляющей в Беларуси проект МФК Развитие малого и среднего бизнеса, недавно принятый Декрет Президента ј 22 и новая редакция Положения о государственной регистрации неминуемо спровоцируют очередной мертвый сезон, необходимый для изучения нововведений в исполкомах. Масса вопросов возникает и у предпринимателей.

Проблемы с регистрацией коммерческих предприятий начались в 1998 году с подачи налогового ведомства, обеспокоенного ростом числа фирм-однодневок, где в самом деле прокручивался немалый теневой капитал. Государственный налоговый комитет требовал как панацеи ужесточения процедуры регистрации. В марте 1999 года с появлением Декрета Президента N 11 эта точка зрения возобладала, и была назначена перерегистрация субъектов хозяйствования, рассчитанная до конца 2000 года.

Однако по сведениям МФК, за полтора месяца до окончания срока перерегистрацию прошли немногим более 30 процентов коммерческих организаций. О причинах этого говорило большинство предпринимателей, обратившихся за советом по горячей линии, организованной МФК совместно с местными бизнес-ассоциациями. Тормозом стали в первую очередь слишком высокие минимальные размеры уставных фондов, запрет на регистрацию юридических лиц по домашнему адресу и то, что регистрирующие органы оказались технически не готовы к обработке столь большого объема документов. Поэтому Декрет Президента N 22 от 16 ноября, не рассмотревший многие прежние подходы, был ожидаем и жизненно необходим.

Им перерегистрация юридических лиц продлена до 1 июля 2001 года. Снижены суммы минимальных уставных фондов и привязаны к евро. Например, для фермерских хозяйств УФ - 150 евро, для сельхозкооперативов и обществ с дополнительной ответственностью - 400, унитарных предприятий - 800, для обществ с ограниченной ответственностью - 1.600 и ОАО - 12,5 тысячи евро. Это более-менее приемлемые суммы. Они больше, чем в России (для регистрации ООО, например, там необходимо сформировать УФ в 300 долларов), но меньше украинских (для ООО - 2.145 долларов) и латвийских (3,5 тыс. долларов).

Уменьшилось количество документов, необходимых для подачи. Из перечня исключена справка налогового органа о предоставлении декларации о доходах и имуществе. Упрощена процедура подачи документов на регистрацию. Если учредителей более пяти, то их интересы теперь может представлять один из них. Для иностранного унитарного предприятия достаточно присутствия одного физического лица. А прежде явка всех была строго обязательна. Этот вопрос, однако, остается актуальным для предпринимательских структур, состав участников которых 5 и меньше, в том числе и для предприятий с иностранным капиталом, которые создаются в формах ООО, ЗАО и др.

Впрочем, это - поддающиеся шлифовке детали, а сделано главное. По словам консультанта проекта МФК Валерия Фадеева, из Положения о регистрации в новой редакции исчезла норма субсидиарной ответственности, которая не стыковалась с Гражданским кодексом. Однако установление нижнего предела дополнительной ответственности для обществ в размере 1.200 евро расходится с требованием ст. 94 ГК Республики Беларусь, где пределы субсидиарной ответственности определяются учредительными документами ОДО.

Наиболее революционные изменения коснулись причин для внесудебной ликвидации субъектов хозяйствования. В новом декрете число оснований для этого сократилось с 14 до 3. В частности, это нарушение порядка регистрации акций (что коснется исключительно акционерных обществ), несформированный уставный фонд и полугодовая спячка фирмы без объяснения причин налоговым и регистрирующим органам.

Большой плюс, что неосуществление какого-либо вида экономической деятельности перестало быть причиной для ликвидации предпринимательских фирм. Однако проблема с видами деятельности осталась. В классификаторе, утвержденном Госстандартом, одни формулировки, в лицензиях - другие. А лицензируется сегодня ни много ни мало, а почти 200 видов и подвидов. Юристы МФК склонны считать, что следовало бы разрешить все, что не запрещено законом, иначе юридически не больно подкованные предприниматели запутаются в названиях, за что неминуемо поплатятся при первой же проверке.

По-прежнему ахиллесовой пятой законодательства о регистрации остается юридический адрес будущей фирмы. Необходимость искать помещения для регистрации предприятия стало очевидной обузой и препятствием в развитии бизнеса. В то же время Гражданский кодекс запрещает в жилых помещениях какую-либо деятельность, не связанную с проживанием. Жилищный кодекс разрешает использование не по назначению одноквартирных блокированных жилых домов или их части по согласованию с исполкомами и с соблюдением определенных условий. Руководствуясь этим положением, Мингорисполком в сентябре этого года принял решение о регистрации организаций в одноквартирных и блокированных жилых домах без права организации производства, что стало серьезным послаблением начинающим бизнесменам. Как быть остальным, и в частности тем, кто зарегистрировал организацию в жилом помещении без соответствующего решения исполкома или находится в одном помещении с другой организацией? Необходимо ли им сейчас менять свое местонахождение при внесении изменений в учредительные документы? Пока вопрос остается открытым. Но, как считает Валерий Фадеев, более правильным было бы узаконить сложившуюся практику.

В новую редакцию Положения о регистрации необоснованно перекочевало серьезное ограничение. По Уголовному кодексу за совершение некоторых преступлений суд запрещает человеку заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Однако положение предусматривает внесудебное поражение в правах для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость по целому ряду преступлений. Коммерческой или некоммерческой организации однозначно будет отказано в регистрации, если ее учредителем выступит такое лицо. Причем нет оговорки, было ли это дополнительное наказание установлено по суду. На деле получится, что человек хотел бы реабилитироваться, заняться своим делом, а мы ему говорим: нет. Уже были случаи, когда исполкомы отказывались регистрировать даже некоммерческие товарищества собственников в совместном домовладении только потому, что кто-то из жильцов имел непогашенную судимость.

По мнению консультанта проекта МФК Петра Черевача, дабы подобные нюансы не возникали, назрела необходимость создания единого регистрирующего органа, о чем шла речь в Декрете N 11. Единая регистрационная палата создана, например, в России при министерстве юстиции. И сама регистрация занимает у предпринимателя 3 дня, причем документы можно отправить по почте. У нас процедура может длиться до 2 месяцев, а со сбором необходимых документов так и все 4.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter