Селекционеры–плодоводы в поиске уникального сорта, который был бы вкусным, красивым, урожайным, не поддающимся нападкам болезней и вредителей

В поисках идеала

Осень — великолепная пора для посадки большинства плодовых и ягодных культур
Осень — великолепная пора для посадки большинства плодовых и ягодных культур. Главное, выбрать самые лучшие. Селекционеры–плодоводы всегда в поиске. Хочется создать особый уникальный сорт, который был бы вкусным, красивым, урожайным, не поддающимся нападкам болезней и вредителей. И при этом великолепно переносящим наши непростые зимы с оттепелями.


Если брать по отдельности какие–то сорта и культуры, то стойкие в своей области кандидаты, конечно же, есть. Скажем, яблони, вообще не поражающиеся паршой или тлей. Но, увы, у них очень мелкие и практически несъедобные плоды. Вот и ищут селекционеры подходящие пары. Чем в ближайшие годы могут порадовать наши ученые? Этот вопрос я адресовала Зое Козловской, доктору сельскохозяйственных наук, профессору, заведующей отделом селекции плодовых культур РУП «Институт плодоводства».

— Генетический потенциал сосредоточен в нашей институтской коллекции плодово–ягодных, орехоплодных культур и винограда. На 1 января в ней насчитывалось 4.895 генотипов. Из бывших стран Советского Союза с нами может соперничать только Россия, и то не по всем культурам. Неудивительно, что в 2012 году наша коллекция была признана национальным достоянием Беларуси. Высокую оценку ей дало и международное сообщество по биоразнообразию. Интерес со стороны коллег из других стран растет год от года. Особенно к яблоне и теплолюбивым культурам. Имеющийся в стране генетический потенциал садовых культур позволяет успешно использовать его в селекции, производстве и для межгосударственного обмена. Увеличение разнообразия садовых культур происходит как за счет создания собственных гибридов — генотипов новой генерации со стабильным проявлением во времени важнейших селекцируемых признаков (устойчивость к комплексу болезней в сочетании с высоким качеством плодов), так и за счет интродукции.

— Как собираются коллекции?

— Мы обмениваемся материалом с зарубежными институтами. Каждый год отправляемся в экспедиции по областям нашей страны. И очень признательны садоводам–любителям, которые делятся с нами черенками, возможно, еще не изученных в условиях Беларуси сортов и новых культур. Заслуживают внимания и уникальные староместные формы. Все стоит того, чтобы занять достойное место в новых коллекциях.

— Многие садоводы в восторге от сорта яблони «Чараўнiца».

— Это уникальный в генетическом плане сорт. В нем есть ген устойчивости к тле, парше, к бактериальному раку. Таких характеристик зачастую даже нет в иммуноустойчивых сортах. Да и плоды великолепно сохраняются до мая. Этот наш сорт запатентован и в России.

— В каких еще странах наши сорта районированы?

— Широко возделываются они в Латвии, Литве, Эстонии, включены в госреестры этих стран. Наши яблони сортов «Алеся», «Лучезарное», «Весялина», «Вербное» давно известны в Украине, Польше. Сейчас проходят испытания в Голландии, на севере Италии, во Франции и даже в ЮАР.

— В чем уникальность этих сортов?

— У них по многим показателям полигенная устойчивость. Это намного лучше, чем если бы у них работал только один какой–то ген. Их собственная система защиты позволяет с наименьшими затратами возделывать эти сорта. В том числе намного меньше требуется и обработок.

— Парша — бич плодоводства. Как тут обстоят дела?

— Сегодня наши иммунологи работают над выявлением новых рас и штаммов многих болезней, в том числе парши. Потому так важна интегрированная защита, а также грамотное сочетание в саду сортов, обладающих иммунитетом к болезням, обусловленным различными генами. Это необходимо для того, чтобы не копить год от года одну и ту же вредоносную расу, которую потом будет невозможно победить.

Так, «Белорусское сладкое», «Поспех», «Имант», «Сябрына», «Память Коваленко» обладают моногеном Rvi6, сдерживающим развитие парши. И это очень хорошо видно даже в тех садах, где не применяется полная система защиты. В последние годы «Сябрына» обошла по популярности разрекламированный интродуцированный из Канады сорт «Лобо».

— К сожалению, «Антоновка» сегодня становится все большей редкостью. Какие сорта могут ее хоть в какой–то мере заменить?

— «Алеся», «Лучезарное», «Заславское», «Вербное», «Весялина»... По своему содержанию и консистенции они ничуть не хуже «Антоновки». Имеется и клон «Антоновка Белсад», выделенный нами.

— Проблемой для сада становятся наши неустойчивые зимы с оттепелями. Что можно сказать об условиях перезимовки?

— Самый мягкий регион — от Бреста до Пружан. И чем дальше на северо–восток, тем больше проблем — ниже температуры, существеннее их перепады, больше вред. Даже прошлая зима, казалось бы, была мягкой, но две недели сурового мороза (от старого Нового года до февраля) — и косточковые уже пострадали. В проблемных регионах (а для Беларуси это север Минской и Могилевской областей, Витебщина) выбор сорта играет решающую роль.


— Какие сорта яблони оказались самыми устойчивыми к морозу?

— «Антоновка», «Весялина», «Елена», «Заславское», «Коваленковское», «Поспех» за 9 лет наблюдений получили повреждения не более 1 балла. А вот у импортных сортов («Айдаред», «Айва», «Шампион», «Фредом», «Глостер») — 3 — 4 балла.

— Большая проблема сада — болезни коры древесины, в частности рак.

— Да, сегодня нет абсолютно иммунных сортов к этим недугам. Плодовым культурам обязательно надо помогать! На протяжении десятка лет мы проводили исследования, и оказалось, что наши сорта наиболее устойчивы к этой грозной болезни. Статистика по степени поражаемости раком коры и древесины такова: «Заславское» и «Весялина» — 2%, «Елена» — 3, «Антоновка» — 6, «Коваленковское» — 10, «Поспех» — 11%. Импортные сорта на этом фоне выглядят значительно слабее: «Сава» — 20, «Имрус» — 25, «Альва» — 35, «Топаз» — 38, «Фридом» — 51, «Джонафри» — 54,2%.

Сегодня генетики пристально изучают многие сельскохозяйственные культуры. Вместе с Институтом генетики мы создаем генетические молекулярные паспорта. Достаточно взять лист или его небольшую часть, чтобы со 100–процентной уверенностью на молекулярном уровне назвать тот или иной сорт.

— Какие сорта яблони появятся в скором времени?

— «Белана», «Красавiта», «Дыямент», «Нававiта», «Сакавiта», «Зорка» и другие. Их плоды прекрасно сохраняются до марта. «Белана» ничем не уступает по вкусу «Топазу» или «Шампиону». «Сакавiта» и «Нававiта» даже в обычном хранилище не теряют своих качеств до июля. «Зорка» высокоустойчива к парше и филлостикте. «Красавiта» — совершенно новый сорт, получен с участием «Шампиона». Все эти сорта закладывают генеративные почки на однолетних ветках и вступают в плодоношение уже на второй год после посадки.

— Читатели все чаще задают вопросы о мелкоплодных яблонях.

— Это так называемые райские яблоньки, в группу которых входят и сливолистные яблони. Они отличаются целым рядом генов устойчивости к тем или иным болезням и вредителям. Мелкоплодные яблони сегодня очень активно используются в декоративном садоводстве. На пике моды и формовой сад, когда дерево изначально формируется той или иной формы. Садоводу хочется не только чего–то вкусного и полезного, но еще и красивого.

— Что можно сказать о груше?

— Идет активный поиск новых подвойных форм. Если селекционный процесс у яблони длится 10 — 15 лет, то у груши — дольше. Уже удалось получить более скороплодные формы. Переданы на госиспытание такие белорусские сорта, как «Купала», «Спакуса», «Велеса», «Вилия», сорт западной селекции «Бере люка».

Ищем сорта, устойчивые не только к привычным болезням и вредителям, но и к холодовому стрессу в течение всего вегетационного периода. Сегодня востребованы яблоковидные по форме плоды, светло–желтой окраски, очень сочные, без кислоты, достаточно твердые груши азиатского типа «Наши». Вот и мы взяли курс в этом направлении. Благодаря совместной работе с румынским институтом плодоводства нам удалось получить оригинальный материал, который проходит в Беларуси первичное изучение.

— Быть может, уже найден способ победить такие грозные недуги косточковых, как монилиоз и клястероспориоз?

— Ищем сорта, устойчивые к этим болезням. Сейчас разрабатывается проект по выявлению вреда не только на плодах, но и на цветковых почках, коре и древесине веток разного возраста. Так, относительно устойчивы к клястероспориозу и монилиозу 7 образцов сливы диплоидной, то есть алычи («Аленушка», «Татьяна», «Царская», «Скороплодная», «Злато скифов», «Жемчужина», 84–14/11) и 7 образцов сливы домашней («Пердригон», «Стартовая», «Баллада», «Венгерка белорусская», «Голиаф», «Евразия 21», «Нарач»). Думаю, что в самое ближайшее время по достоинству будут оценены новые сорта сливы домашней, проходящие сейчас госиспытание — «Венгерка белорусская», «Волат», «Блюфри», а также алычи гибридной («Аленушка», «Ветразь–2» и «Сонейка»).


— А что по южным культурам?

— Если говорить об абрикосе, то сегодня в нашей институтской коллекции 90 его образцов. Всего же изучено 126. Благодаря вниманию к этой культуре садоводов–любителей и нашего коллеги Р.Э.Лойко получены первые гибриды белорусской селекции. Один из них признан очень перспективным. Он ежегодно дает плоды: пусть и не совсем крупные, зато исключительно чистые, без парши. Это может быть великолепной подвойной формой для создания более крупноплодного сорта. Заслуживают внимания и такие сорта, как «Брянский ранний», «Яковлева 3» и гибриды белорусской селекции 4–7/03, 8–18/03, 8–28/03.

Пока же у нас районировано лишь два сорта абрикоса — «Знаходка» и «Спадчына». И три — «Память Говорухина», «Память Лойко», «Погремок» — находятся на госиспытании.

— Что нового в селекции любимой многими черной смородины?

— Собрано и изучается 20 сортов. У нас уже есть трех–, четырех– и пятигеномные сорта. Идет поиск сортов, пригодных для дальнейшего культивирования. Так, трехгеномные сорта — «Рогнеда», «Свитязянка», «Рита», «Альта», «Думушка», «Памяти Бардова», «Чернеча», «Аметист», «Шаровидная», «Болеро». Четырехгеномные — «Бинар», «Голубичка», «Деликатес», «Добрыня», «Вернисаж». Пятигеномные — «Монисто», «Заглядение», «Чудное мгновение», «Муравушка», «Искушение». Сейчас проходят госиспытания «Шаровидная», «Селечанская–2», «Дабрадзея», «Санюта». Перспективными признаны «Нара» и «Сюита киевская». Ждут своего одобрения и красноплодные сорта «Коралловая», «Пурпурная» и «Ровада».

— Есть ли сорта, пригодные к механизированному сбору урожая?

— У черной смородины их девять: «Катюша», «Наследница», «Память Вавилова», «Санюта», «Церера», «Бен Алдер», «Бен Хоуп», «Вен Невис», «Титания». У красной смородины идеально подходят для механизированной уборки «Йонкер ван тетс», «Коралловая», «Красная Андрейченко», «Рондом».

— С каждым годом все востребованнее становится шиповник...

— Наша рабочая коллекция сегодня включает 12 образцов этой поливитаминной ягоды: «Бесшипный ВНИВИ», «Витаминный ВНИВИ», «Воронцовский–1», «Воронцовский–2», «Крупноплодный ВНИВИ», «Победа», «Российский–1», «Российский–2», «Рух», «Юбилейный», «Роза ругоза» и «Кан».

— По–прежнему на пике популярности и земляника садовая.

— Большая работа в Беларуси по этой культуре проводится Кардиусом Круйсбергом, генеральным директором ООО «Белагриплантс», из чьих рук идет рассада фриго. Но сохранение и формирование коллекции, выявление самых лучших — по гармонии вкуса, устойчивости к болезням и вредителям — генотипов, великолепно чувствующих себя в наших условиях, — все же заслуга ученых нашего института. Сегодня селекционеры пристально изучают 4 сорта ремонтантной садовой земляники — «Берегиня», «Елизавета», «Любава», «Селва». Еще три сорта («Гирлянда», «Остара», «Флорион») находятся в теплице. Идет изучение потенциала урожайности, возможности получения самых первых ягод и продления срока плодоношения в октябре или даже в начале ноября. Кроме того, сейчас на госиспытании находятся «Классика» и «Альфа», вес ягод которых 7 — 9 г.

— Очень много дискуссий вызывает облепиха.

— Думаю, в ближайшие годы будут решены вопросы ее промышленного возделывания, включая механизированную уборку. Частникам также будут очень интересны такие сорта. Размножены образцы, пригодные к уборке комбайнами. Это сорта «Мария», «Нивелена» и гибрид 03–22–00. Получен первый отечественный мужской сорт–опылитель «Гаспадар». На доращивание в селекционную школку высажены 6 наиболее перспективных для Беларуси сортов облепихи: «Мария», «Татьяна», «Ботаническая любительская», «Нивелена», «Трофимовская» и «Пламенная».


— Поляки активно пропагандируют актинидию и преподносят ее как киви.

— В общем–то они правы. Не только по форме и цвету плода, но и по вкусу (особенно аргута) актинидия действительно напоминает киви. Есть уже формы, обильно и ежегодно плодоносящие. По насыщенности витаминами и микроэлементами актинидии почти нет равных. Но пока она шагает по стране во многом благодаря энтузиастам. Благо наши климатические условия для этой культуры вполне подходящие.

Сегодня наши ученые активно изучают 18 образцов актинидии трех видов: коломикта, полигама и аргута. У нас наиболее популярен сорт аргуты «Киевская крупноплодная», ежегодно и обильно плодоносящий. Актинидии нужна пара, поэтому рядом с женским растением должна расти и мужская форма.

— Кизил — пока еще редкость в наших садах.

— Конечно, у нас его ягоды порой не дотягивают до вкуса, как в южных регионах Украины. Зато выявлен ряд холодостойких сортов. К тому же эта культура востребована как декоративная. В институтском питомнике размножены и высажены на отдельный участок 10 перспективных образцов. Это отборные формы К–1, К–8 и сорта «Евгения», «Елена», «Коралловый Марка», «Николка», «Светлячок», «Экзотический», «Элегантный», «Янтарный».

— Грецкий орех в особом представлении не нуждается. Он хорошо растет и плодоносит в нашем климате.

— Да, эта культура достаточно распространена в Беларуси. И наши сорта (в частности, «Самохваловичский–2») уникальны в своем роде. Многие даже не верят, что они могут так просто (легким сжатием руки) раскалываться — настолько у них тонкая скорлупа. Ядро же, наоборот, плотное и очень вкусное.

Именно на грецком орехе мы сейчас усовершенствуем технологию зимней прививки. И параллельно ищем лучший подвой для культуры. Некоторые частники готовы высадить целые ореховые сады. И это здорово!

Формируя свою коллекцию, мы ищем новые сорта и новые генотипы, устойчивые к марсониозу ореха грецкого. Пока в нашей копилке их девять: «Ворон», «Заря Востока», «Родина», «Станиславского», «Самохваловичский–2», 68–86–С, 67–86–С, 11–86–С, 12–86–С. В сеть государственного сортоиспытания передан сорт «Косов–16» украинской селекции.

— Что можно сказать о нашем климате — пригоден ли он для большинства южных культур?

— Зона от Бреста до Брагина — самая теплая. Здесь могут расти наиболее теплолюбивые сорта всех плодовых культур. Чем севернее, тем сумма активных температур ниже. А значит, короче вегетационный период и проблем с выращиванием будет больше. Потому так важен выбор наиболее устойчивых сортов.

Советская Белоруссия №180 (24561). Суббота, 20 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter