В пику логике

Убийство таксиста раскрыто спустя четыре года
Убийство таксиста раскрыто спустя четыре года

2003 год для минских таксистов был каким-то несчастливым. В конце октября всего за сутки — серия разбойных нападений, трое пострадавших. А для водителя Валерия Дятлова, работника предприятия «Автотаксосервис», первый в ту смену рабочий выезд стал последним. Последним в жизни...

Первые подробности преступления следственной группе удалось выяснить сразу, в ночь убийства. Таксист со своего мобильного телефона успел позвонить в 02 и сообщить, что на него с ножом напал пассажир. И адрес назвал: дом 12 по улице Гикало. В 40 метрах от машины милиционеры нашли истекающего кровью водителя, который сумел вымолвить лишь несколько слов: нападавший — молодой юноша высокого роста... ссора... нож... Примерно через час во второй городской больнице Минска медики констатировали смерть пострадавшего.

Куда привело следствие

Первая улика принесла сыщикам разочарование. При осмотре места трагедии неподалеку от машины нашелся нож. Вот только крови на нем не оказалось, да и эксперты позже установили, что смертельные ранения были нанесены другим «колюще–режущим оружием». Коллеги погибшего Валерия Дятлова рассказали, что нож, найденный на месте преступления, принадлежал самому таксисту. Бывший десантник всегда возил его с собой, как говорится, на всякий случай...

Однако картину преступления помогли восстановить многочисленные экспертизы. Исходя из характера ранений (четыре удара ножом пришлись на заднюю часть правого предплечья водителя, а пятый — в область грудной клетки, клинок задел легкое), можно было предположить, что пассажир сидел на заднем правом сиденье. После нападения убийца открыл дверь и выскочил из автомобиля.

Раненый водитель пытался догнать злоумышленника, но не смог. Эту погоню наблюдала из окна своей квартиры жительница соседнего дома.

Сумма на счетчике такси соответствовала расстоянию от места преступления до вокзала, где в последний раз Дятлова видели живым. Изучив расписание поездов, оперативники активно принялись отрабатывать тех, кто прибыл на столичный вокзал в районе 3 — 4 утра.

— Хоть уголовное дело и обрастало все новыми подробностями, но по–прежнему оставалось неясным, кто преступник, — припоминает непростые моменты в расследовании убийства старший следователь прокуратуры Советского района Александр Агафонов. — Следы пальцев внутри салона такси отправили в экспертно–криминалистический центр МВД, а в ответ — тишина: человек с такими отпечатками пальцев в милицейской базе данных не значился.

Следствие не единожды заходило в тупик. При появлении новой информации — возобновлялось. И так много раз. Не отмахивались ни от одной из версий. Были допрошены люди, задержанные за нападения на таксистов в других районах. Оперативники методично и скрупулезно опрашивали жильцов соседних домов, в особенности ранее судимых и их знакомых. Ничего.

Надо отметить, что следователи изначально сомневались, что у злоумышленника был корыстный мотив. Все ценности и деньги остались в целости. Кроме того, обычно разбойник выбирает в качестве жертвы слабого человека, неспособного оказать серьезное сопротивление. А тут нападение на крепкого, широкоплечего мужчину... Также получалось, что конфликт возник не из–за неплатежеспособности пассажира: товарищи погибшего в один голос утверждали, что опытный таксист не посадил бы в машину безденежного человека. Если сомневался, то всегда перед началом поездки просил клиента показать деньги.

Мотивы убийства оставались неясны.

Вот, новый поворот

В очередной раз возможность сдуть пыль с нескольких томов уголовного дела представилась прошлым летом, когда в прокуратуру Советского района Минска пришел сигнал из экспертно–криминалистического центра о совпадении отпечатков пальцев: те самые отпечатки из желтой «Волги» совпали с «пальцами» некоего брестчанина, гражданина Лобановича, поставленного на дактоучет в 2005 году. Следователи проявили пристальное внимание к персоне очередного потенциального подозреваемого. И не зря. Он, кстати, на тот момент отбывал наказание в спецкомендатуре (на так называемой «химии») за очередное преступление.

В конце прошлого года 23–летнего Александра пригласили на беседу в районный отдел внутренних дел Советского района. Парень, на счету которого была уже четвертая судимость, не ожидал, что разговор пойдет о преступлении четырехлетней давности. И меньше всего он ожидал услышать от следователя известные, казалось бы, лишь ему одному подробности той кошмарной октябрьской ночи...

В тот же день он написал явку с повинной. А уже утром, давая показания в прокуратуре, Александр вспоминал, как в ночь с 22 на 23 октября 2003 года он приехал из Бреста в Минск. Такси на улицу Гикало, где жил его знакомый, он взял, когда понял, что других вариантов ночевки нет: идти к другу в общежитие в 4 утра поздно, а в ближайшей гостинице места для него не нашлось.

По дороге парень задремал. А очнулся, когда его тормошил таксист. В темноте да еще спросонья, слабо ориентируясь в чужом городе, Лобановичу показалось, что водитель его обманул и привез в другое место. Вспыхнула ссора. Когда водитель зачем–то потянулся к бардачку, Лобанович испугался и решил ударить первым: выхватил из кармана раскладной нож и несколько раз пырнул таксиста. Потом выскочил из машины и бросился наутек...

Так ли было на самом деле? Никто и никогда уже не сможет это подтвердить. Но, по крайней мере, у следствия не оказалось поводов не доверять показаниям обвиняемого. На следственном эксперименте он демонстрировал, как наносил удары, рассказывал, что и как происходило в салоне автомобиля. Нарисовал 19–сантиметровый нож, рисунок совпал с описаниями орудия убийства, составленными экспертами.

Сомнительно лишь, что беглец не знал о смерти таксиста. В Брест, как засвидетельствовали его знакомые и родственники, он вернулся другим человеком: замкнутым, угрюмым, подавленным. Парень часто впадал в депрессии, мучился то бессонницей, то кошмарами, а примерно спустя год после преступления решился на самоубийство: прыгнул с железнодорожного моста. Но остался жив.

Только жизнь его несильно радовала. Совершив первое в жизни преступление, парень уже не мог остановиться. И за годы, что длилось следствие по нелепому убийству таксиста, Лобанович успел выслушать в свой адрес 4 обвинительных приговора за новые нарушения закона.

В пятый раз он был признан виновным совсем недавно. Суд учел полное раскаяние обвиняемого и его активное содействие следствию. Все это стало смягчающим обстоятельством при вынесении приговора. К тому же судья переквалифицировал действия Лобановича со статьи «Убийство» на «Причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего». Вердикт — 7,5 года лишения свободы.

Опасная работа

— К сожалению, нападения на таксистов нередки. Но чтобы до убийства... На моей памяти за 25 лет работы это четвертый смертельный случай, — поделился с «СБ» своими наблюдениями директор предприятия «Автотаксосервис» Вячеслав Дробуш. — Но до сих пор действенного способа защиты не придумано. Хотя пробовали разное: около 8 лет назад мы, к примеру, установили в салонах электрошоковые устройства, но этот способ не прижился. Иногда техника подводила, да и возникали вопросы насчет ее несанкционированного применения. Идея укомплектовать автомобили такси пуленепробиваемой перегородкой, которая бы отделяла водителя от пассажира, как, к примеру, в Англии, тоже потерпела крах. Сейчас в Мингорисполкоме ведется разговор об установке модернизированной системы диспетчерского управления, чтобы можно было автоматически отслеживать, в какой точке города находится транспортное средство. Но пока речь идет о городском пассажирском транспорте. На нем и планируют апробировать новшество. Если оно приживется, возможно, и автомобили такси со временем подключатся.

Пока же каждый извозчик сам за себя. Кто–то ездит с топориком или куском арматуры, другой держит в кармане газовый баллончик — вот и вся система безопасности...

(Некоторые фамилии изменены, так как приговор не вступил в законную силу.)

Тревожная хроника

1999 г. — убийство таксиста в Первомайском районе Минска несколько лет оставалось нераскрытым. Убийц — парня и девушку — удалось найти лишь спустя три года.

2002 г. — убийц таксиста–минчанина в Минском районе нашли через год. Они в то время уже отбывали наказание за другое преступление.

2004 г. — сельский житель Минской области натравил ротвейлера на работника таксопарка. Чтобы скрыть следы преступления, преступник сжег труп вместе с машиной.

2006 г. — В Заводском районе столицы обнаружили убитого водителя такси. На голове убитого эксперты насчитали 30 ран.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter