Поддержка может пойти на пользу только тому бизнесу, который сумел перестроиться под новые реалии

В ожидании утраченного

Наши предприниматели много говорят о гибкости, креативности и других достоинствах, которыми среди деловых людей обладают далеко не многие. Та же сфера услуг проявила удивительные твердость, стойкость и несгибаемость, несмотря на то, что вирус внес коррективы в жизнь всех отраслей. Однако немало рестораторов, туристическая сфера остаются непреклонными в следовании некогда выбранной модели. И ждут. Не у моря погоды, а либо конца эпидемии, либо бюджетной поддержки. Точнее, льготных кредитов и низких налогов. А если называть вещи своими именами, то вообще мечтают об их обнулении. Мол, только это поможет выжить. Осмелюсь возразить: господа, непредприимчивый, совсем нетворческий подход!


На днях о своих бедах в очередной раз громко заявили туристические компании. Причем те, которые работают в сфере въездного туризма. Мол, из-за ограничений на таможнях иностранцы не едут. И пребывают профильные и смежные компании в унылом простое. И кричат: «Караул!» Вместо того чтобы переориентироваться на внутренний рынок.

Впрочем, это касается всей сферы услуг: и гостиниц, и развлечений, и ресторанов… Но! Только я заметил почти полное равнодушие к моему вниманию и кошельку? Возможно, иностранцы – более прибыльные клиенты. Но не надо так пренебрежительно относиться к местным потенциальным отдыхающим. Не такие уж мы и бедные. Ведь ежегодно около 2 миллиардов долларов оставляли раньше на заграничных курортах и экскурсиях. Конечно, и в этом сезоне кто-то осмелился и сумел погреться на берегах турецких etc. Но выездной туризм просел колоссально. А деньги-то у людей остались! И за них могли побороться местные операторы. Но, судя по всему, не захотели. Или не смогли. Лень и неумение караются в бизнесе одинаково – убытками.

Кстати, мировым локдауном прошлогодней весной и ранним летом очень лихо воспользовались продавцы качелей, бассейнов и других садово-дачных аксессуаров. Разуверившиеся в возможности заграничного отдыха, белорусы стали активно обустраивать свои загородные фазенды под отпускные деньки. На рынках чуть ли не аукционы вспыхивали за последние упаковки. Когда следующие подвезут при закрытых границах, было не совсем понятно. Поэтому продавцы дачных товаров, судя по всему, даже остались в плюсе, несмотря на всеобщие тревоги и минусы.

Кстати, российские коллеги в кризис крутились, как волчки. И новые туристические программы придумывали под местные, российские вкусы, пакеты услуг разрабатывали, гостиницы перепрофилировались в коворкинги, рестораны буквально на ходу меняли форматы и модели бизнеса… К концу года многие выровнялись. А шок у россиян был более глубокий из-за полного локдауна. Но «переобулись» даже на удаленке. Знаменитый московский ресторатор Аркадий Новиков некогда говаривал: «Ну не умею создавать демократические рестораны, магнитом тянет на пафос и масштаб». И что же, сейчас даже он научился работать в форматах средней руки. И весьма успешно. Новиков – личность творческая. Но в то же время он  бизнесмен. Поэтому умеет корректировать свои амбиции и мировоззрения исходя из конъюнктуры рынка. Или чаяний и возможностей потребителя.

В отличие от России в Беларуси жестких ограничений не вводили. Тем не менее штиль на рынке услуг, точно в тихой лесной заводи. Так есть ли вообще шанс на выживание у такого нерасторопного бизнеса? Даже если будет поддержка, то в коня ли корм? Чем бы ни закончилась пандемия, мировой экономический кризис будет еще долго давить на все отрасли и сегменты, только обостряя конкуренцию.

Не надо забывать и про смену поколений. Мировой бизнес уже вовсю тестирует потребности поколения Z. Сегодня они еще молодые и зеленые, но через 5–10 лет станут основой и на рынке труда, и в сфере потребления. А взгляды на жизнь у нового поколения совершенно другие.

Словом, обостряется множество противоречий. И надо под них подстраиваться. Или менять профессию. В конце концов, не всем дано быть предпринимателями. Ну а туристическая отрасль, объекты инфраструктуры никуда не денутся. Кризис – нехорошая штука, но не война, ничего физически не разрушает. А вот смена собственников зачастую происходит. На место менее расторопных отельеров, турагентов, рестораторов приходят другие, более креативные. Конечно, государство должно помогать любым сферам экономики в сложной ситуации. Но с учетом не только их пожеланий или потребностей, а исходя из интегрированных интересов всей страны и ее реальных возможностей.

volchkov@sb.by

sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter