В очереди за искусством

Четыре роскошные люстры, созданные на Минщине, на Уречско-Налибокских мануфактурах, и сегодня украшают королевские покои Вавеля.
Четыре роскошные люстры, созданные на Минщине, на Уречско-Налибокских мануфактурах, и сегодня украшают королевские покои Вавеля. Более 150 типов сосудов умели "дуть" белорусские стеклоделы. Их столовая посуда, сервизы, вазы украшали самые изысканные приемы и дома богатейшей знати Европы. К сожалению, на родине произведения знаменитейших стеклодувов практически отсутствуют.

"Для того чтобы познакомиться с белорусской культурой, надо ехать в Краков", - с этой, как я позже поняла, знаковой фразы Надежды Федоровны Высоцкой, доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии, и началась под ее руководством моя поездка в Польшу.

Мы переходили от музея к музею в Кракове - городе-памятнике, находящемся под охраной ЮНЕСКО, и смотрели на реликвии нашей белорусской культуры. Вот в музее магнатского рода Чарторыйских и на Катедре в Вавеле собраны богатейшие коллекции слуцких поясов, вытканных в Беларуси на мануфактурах Михаила Казимира Радзивилла. Заметим, Беларусь практически утратила слуцкие пояса. Сейчас их в нашей стране считанные экземпляры и то - отданные нам на хранение.

Нас приглашают в зал профессорских заседаний Ягеллонского университета. Мы занимаем старинные скамьи, а Высоцкая становится посередине зала и говорит: "Представьте, именно здесь, под этими самыми сводами, перед профессурой университета стоял Франциск Скорина, сын белорусского купца Луки из Полоцка. Именно здесь он изучал печатное дело. Эпоха Возрождения в Беларуси, как и во всей Европе, немыслима без этого имени. К сожалению, музея Франциска Скорины, а значит, и белорусского Ренессанса, у нас в Беларуси пока нет.

Продолжать не очень радостную констатацию того, что мы имели и что утратили, можно долго, вспомнив и кореличские гобелены, и фолианты Скорины, и портретную галерею Радзивиллов... Но не в этом суть. Профессор Высоцкая везла в Краков белорусскую интеллигенцию, чтобы убедить ее в том, что начинать никогда не поздно - собирать наше национальное историко-культурное наследие и... музеефицировать его.

- Да, историческая, геополитическая ситуация на протяжении веков складывалась, увы, не в пользу Беларуси, - говорит Высоцкая. - Третий раздел Речи Посполитой переместил Беларусь из центра Европы на западную окраину Российской империи, а это уже иное состояние общества.

1812 год. Многие белорусские магнаты сражаются на стороне Наполеона. Российские победители накладывают секвестр на все имущество непокорной знати, и... пошли в Петербург подводы с ценностями, изъятыми из дворцов и имений Беларуси. Плюс к этому горы добра оказались на повозках отступающей армии французов.

1914 год. Первая мировая война. Спасая имущество от очередного завоевателя, белорусы двинулись под крыло Российской империи - и опять очень многое из богатств домой не возвращается.

1941 год. В спешном порядке вывозятся музейные экспонаты, библиотеки на восток. Именно поэтому, возможно, и слуцкие пояса, и Крест Евфросинии Полоцкой следует искать именно на Востоке, а не на Западе.

И еще. В нашем обществе прошлого столетия не самую добрую службу сослужила главенствующая тогда идеология - народное искусство было в почете, целые энциклопедические библиотеки написаны учеными, а вот к "магнатскому" искусству отношение было сугубо классовое и разбазаривалось оно с легкостью, а ведь произведения культуры XII - XVIII веков имели свое хранение в основном во дворцах.

- Надежда Федоровна, я знаю, вы слывете страстным поборником активной музеефикации Беларуси. Что вы вкладываете в это понятие?

- Обычно культура народа определяется количеством музеев. В Беларуси на сегодняшний день всего только два объекта взяты под охрану ЮНЕСКО - Беловежская пуща и Мирский замок. Мало! Тем более что у нас есть города-сокровищницы - Полоцк, Несвиж... В одном только Гродно пять церквей XII века! Скажу больше: у нас в Беларуси практически нет неинтересных с точки зрения музеефикации мест. Поедем, к примеру, в деревню Михалишки - там храм, построенный теми же итальянскими мастерами, что и знаменитейший костел Петра и Павла в Вильнюсе. Поедем в Гервяты - там великолепная готика. Поедем в Будслав - там лучший архитектурный комплекс в стиле барокко на всей территории бывшей Речи Посполитой. А в Минске сколько объектов культуры, требующих сделать их музеями, - Замчище, Троицкая гора, Верхний город... А мы как будто этого не замечаем, и, думаю, именно поэтому у нас до сегодняшнего дня "блуждает" центр города. В 50-е годы он - на площади перед зданием ЦК, позже его перенесли на площадь Независимости. А вот в Кракове - культурно-исторический центр был и есть Сукинницы, в Москве - Красная площадь, в Вильнюсе - площадь Гедиминаса со знаменитым кафедральным собором. И не надо ссылаться на войну. Варшаву собирались строить заново на новом месте, а, решив восстанавливать на старом, начали с исторического центра - Старого Места. Воссоздан исторический центр и в полностью разбомбленном Дрездене. У нас же практически нет культурно-исторического центра. Почему? А это уже надо вести разговор о самосознании нации, о самоуважении, об историческом кругозоре власти, об историческом видении ученых мужей.

- Но мы же меняемся к лучшему: "инвентаризируем" наши культурно-исторические потери, уже издано более десятка сборников "Вяртанне", пресса регулярно пишет о возвращении реликвий...

- Я сама участвую в этой "инвентаризации" и знаю, как неохотно возвращают нам наше исконное. И для того чтобы найденное вернулось домой, нужно, чтобы у нации появилась потребность через музеи продемонстрировать миру свое достояние. Нужно, чтобы при правительстве на постоянной основе, а не на общественных началах работал отдел "Вяртанне", чтобы открывались новые музеи. Вот сейчас, например, решается судьба бывшего замка, известного в Минске как тюрьма на улице Володарского, в престижнейшем районе столицы. На мой взгляд, здание следует восстановить и создать в нем музей древнего белорусского искусства. Таким, как ему, положено быть с реставрационными мастерскими, научными центрами по изучению национального искусства. Ах, какие там можно развернуть экспозиции - Европа ахнула бы! А пока мы имеем в экспозициях столичных музеев всего 1 процент от хранящегося в запасниках древнего искусства. 2 процента - искусства XVIII - начала XX века. До сих пор не могу забыть, какой ажиотаж сопровождал выставку белорусской иконы в Сарагосе или воспринятую в Кракове как сенсацию экспозицию с серией портретов исторических деятелей Речи Посполитой. Сейчас все восхищаются: "Третьяковка" приехала в Минск!" Аншлаг. И это хорошо. Но в то же время сотрудники Национального художественного музея, развесив привезенные из Москвы работы, поведали мне с печалью: "У нас в запасниках есть произведения не меньшей ценности. Но белорусы этого не видят годами, плохо знают, а значит, и не могут гордиться".

- Вы сейчас готовитесь к очередным культурологическим поездкам - в Прагу, Дрезден, Париж...

- Да, я хочу, чтобы не узкий круг ученых, а широкая общественность была информирована о том, что мы - страна с богатейшей историей и культурой, что наше генеалогическое древо обширно и "населено" личностями такого масштаба и влияния, что они входят в галерею великих землян. Ну судите сами, нашему Т.Костюшко отведено место в Париже, он признан почетным гражданином Америки, в Вавеле ему стоит памятник. Правда, на родине памятник установить пока не удосужились. Стоял когда-то в Мире, но был демонтирован и исчез.

В том же Париже можно пройтись по памятным местам, связанным с именем уникального белорусского художника Валентия Ваньковича. Именно Париж познакомит с архитектурой великого мастера Монферрана, построившего в Беларуси несколько уникальных храмов и дворцов. Вот так - шаг за шагом белорусский культурологический туризм по Европе, я надеюсь, будет помогать нам с вами по-другому относиться к своей истории.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter