В Мядельском районе потерялся дом

Продать. Законсервировать. Снести. Полгода осталось исполкомам на раздумья...

Продать. Законсервировать. Снести. Полгода осталось исполкомам на раздумья: какой из вариантов распоряжения неиспользуемой госсобственностью выбрать? Это поручение Президента. В каждом деле должен быть порядок. Без хозяина строения разрушаются, разворовываются, а с ними бездарно исчезают замороженные в них наши деньги. Так ли мы богаты?


В списках не значится


В Мядельском районе, где и без того список пустующей недвижимости один из самых длинных в регионе, решили часть из них просто... не замечать. В графике вовлечения в оборот неиспользуемого государственного имущества специалисты Комитета госконтроля Минской области недосчитались трех бывших библиотек, детсада на 310 квадратных метров и здания Дягилевского сельисполкома, которое, кстати, расположено на автотрассе и теоретически могло бы заинтересовать придорожный бизнес. Но если перечисленные строения просто забыли вписать в статотчет, то трехэтажный незавершенный кирпичный дом в деревне Илово исчез из всех документов. Причем еще в 2003 году.


В бывшей панской усадьбе деревни Илово много лет располагался психоневрологический интернат. Его обитателей местные жители вспоминают добрым словом. Урожай в колхозе помогали убирать, держали хозяйство, цветы выращивали. Деревянные домики интерната и по сей день выглядят неплохо, но морально и физически устарели: печи, туалет на улице, колодец. В конце 80–х решили построить для богоугодного заведения новое современное здание со всеми удобствами, в три этажа, с собственной котельной, центральными коммуникациями. Но не сбылось, грянул кризис.


Вот что вспоминает по этому поводу Татьяна Доморацкая, первый заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мин-


облисполкома: «В конце 90–х были попытки достроить новый интернат в Илово. Туда ездили строители, проводили экспертные оценки. Заключение оказалось неутешительным: конструкции пришли в негодность». В итоге больных из Илово перевели в Раков, в здание бывшего пионерлагеря. А опустевшая панская усадьба и рассыпающиеся кирпичные стены с бетонными перекрытиями до 3–го этажа, дом для техперсонала на 12 квартир, возведенный под крышу, и 7 гектаров земли перешли в ведение Мядельского ЖКХ. Через год недвижимое имущество благополучно перекочевало на баланс СПК «Будславский». По месту дислокации. Но не все. Добротный дом для персонала, в который достаточно поставить двери, окна и провести коммуникации, из поля зрения чиновников будто вовсе исчез. Так и стоял себе ничейный, точно памятник истории.


Стройка ради стройки


А в это время буквально через дорогу кипела жизнь. Местное унитарное предприятие «Иловское», известное на всю страну как производитель плодово–ягодных вин, строило жилье для своих специалистов. 5 благоустроенных коттеджей по 300 миллионов рублей каждый появились в прошлом году. Еще 11 были запланированы на 2012–й. Только жесткая денежно–кредитная политика остановила эту стройку. Однако директор предприятия Андрей Янукович надеется, что ненадолго: «Производство у нас сложное, требует квалифицированных кадров. Постоянно заказываем молодых специалистов, но они отрабатывают 2 года и уезжают в города. Благодаря новым домикам молодые семьи остались. Сейчас нам нужен главный агроном по саду, инженер–технолог, технолог, сварщики, рабочие. 10 человек можем принять. Постоянно размещаем объявления, звонят многие, но как только узнают, что надо ехать в деревню...»


Нуждаются в улучшении жилищных условий и 14 жителей местного Будславского сельсовета. Его председатель Павел Швайковский говорит, что предлагал очередникам организовать кооператив — отказались. Особенность сельских очередей на жилье в том, что у всех, кто в них числится, есть крыша над головой. Более того, при желании в деревнях ничего не стоит найти пустующее жилье. К примеру, в Яцковичах, по соседству с Илово, год назад закрыли среднюю и начальную школу. Минимум затрат на коммуникации — и вот вам готовый жилой дом. Несколько семей можно разместить как пить дать. Об этом я сказала председателю Мядельского райсовета депутатов Олегу Боровко. «Да кто сюда пойдет! — отмахнулся, как от назойливой мухи, собеседник. — В 1937 году школа строилась»...


Да, все ждут новых и полностью благоустроенных за счет государства так называемых президентских домиков. Появился класс сельских пролетариев, которые готовы переезжать из домика в домик, оставляя их после себя в полуразрушенном состоянии. Известны случаи, когда построенное по льготным кредитам 10 лет назад жилье сносят бульдозерами и рядом тут же возводят новое. Государство, объявив село главным приоритетом, никогда не жалело средств на его обустройство. Но, видно, кое–где это перестали ценить, раз имеет место такое равнодушное, иждивенческое отношение.


Вот и побывав в деревне Илово, я не почувствовала перемен. Вовсе не собираются граждане жить по средствам. Может, новые веяния до глубинки долго доходят? Но все, от директора винзавода до председателя райсовета, убеждены: трехэтажный, добротно сложенный практически построенный дом на 12 квартир никому не нужен! Мол, сельчане хотят иметь свой огород и участок земли, а не городской скворечник. Хотя вокруг трехэтажного дома земли достаточно. К тому же деревня стареет и большой огород в преклонном возрасте уже далеко не главный приоритет. Коммуникации и мощные котлы на дровах и других местных видах топлива — тоже не вселенская проблема. Если иметь в виду рациональное решение жилищного вопроса и использования имеющегося имущества. Во всяком случае, направлять льготные кредиты на строительство 11 новых домиков там, где пустуют недостроенные 12 квартир, по меньшей мере неразумно и не по–государственному.


Кстати, на здание бывшей Яцковичской начальной школы нашелся покупатель. Из Минска. Планирует устроить здесь дачу. Места в этих краях чудные — леса без края, водохранилище, католический храм в Будславе, куда каждый год съезжаются тысячи паломников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter