Обзор телепрограмм с Валентином Пепеляевым

В мечтах об «Оскаре»

Мальчик и Фаина — Эффект Ступки — Одна дама сказала — Горизонт Някрошюса

В жизни каждого человека наступает период, когда он обращается к афоризмам великой русской актрисы еврейского происхождения Фаины Раневской, урожденной Фельдман. Что же это за период? Когда телефон молчит, коммунальные счета не оплачены, закончился отпуск, а в холодильнике повесилась мышь, даже не оставив предсмертной записки. Понятно, что в таком состоянии афоризмы Раневской работают в качестве антистресса.

Она не любила кино. Документальный фильм «Фаина Раневская. Красота — это страшная сила» был приурочен к величественной дате — 120–летию со дня рождения Фаины Георгиевны, человека из прошлого времени. Во всех смыслах. К деньгам она относилась безалаберно, у нее постоянно менялись домработницы. Актрисе с ними не везло: одна из помощниц унесла каракулевую шубу. Пропажу заметили подруги — мир вещей Раневскую интересовал мало. Вопреки сложившемуся мнению, она не вела замкнутый образ жизни. В ее доме гостили Елена Камбурова, Анатолий Адоскин, Роман Виктюк, Сергей Юрский. Юрский работал с ней и как режиссер, умел с ней справляться: «Она устраивала такие маленькие «спектакли» в жизни. Потому что не могла реализоваться полностью на сцене». «Фаина Георгиевна! Подпишитесь на «Советскую культуру»!» — предлагала ей одна молодая актриса. «Деточка, а где вы ее видели?» — вопрошала Фуфа. На могиле Раневской есть и маленькая скульптурка ее любимой собаки. Теперь они всегда вместе...

На могиле украинского актера Богдана Ступки на Байковом кладбище установили на днях метафорический памятник — перевернутое дерево, корни которого смотрят в небо. Древний украинский символ. Богдану Ступке в эти дни могло исполниться 75 лет. И Богдан Сильвестрович вполне бы мог приехать в Минск и поднять рюмку перцовки с минским другом, актером Купаловского театра Арнольдом Помазаном. Но, увы, болезнь сломила Ступку, народного артиста СССР, министра культуры Украины (1999 — 2001), художественного руководителя Национального театра им. Ивана Франко. Богдан всегда был хорош на экране. От его полубезумного академика Тараса Лысенко в сериале «Николай Вавилов» шли мурашки по коже. Он был предельно выразителен и в своих поздних киноработах, картинах «Свои», «Дом», «Однажды в Ростове», «Тарас Бульба». Интересный образ получился в фильме белорусского режиссера Ренаты Грицковой «Инсайт». Ступка мечтал получить «Оскар», и мне кажется, если бы не болезнь, какой–нибудь фильм с его участием, выдвинутый Украиной, вполне мог бы эту статуэтку получить. Ведь прогремел же на всех кинофестивалях украинский фильм «Племя». Правда, снимались в нем непрофессионалы... Как будто уже само время выдавливало мастеров уровня Ступки, не нуждаясь в их опыте, не предлагая достойного киноматериала. Юбилей актера телевизионщики отметили проверенной картиной Владимира Бортко «Тарас Бульба» и стареньким очерком из телевизионной рубрики «Острова».

Покорить США мечтал и писатель Сергей Довлатов. В документальном фильме «Довлатов: добрый мой приятель» из цикла «Свидетели времени» о писателе вспомнила переводчик и журналист Людмила Штерн. По ее мнению, безусловно, Довлатов состоялся в Америке как литератор, но не вышел за пределы эмигрантского гетто. И хотя ему завидовал Курт Воннегут, Довлатов писал: «Я оказался этническим писателем, живущим в четырех тысячах километров от своей аудитории. Я не способен меняться, моя аудитория отделена от меня глухой стеной». Но и не уехать он не мог: 13 лет хождения по литературным редакциям добьют кого угодно. Из этих хождений, мук, отказов, слез он сделал свой отдельный литературный жанр.

Оживила телеэфир премьера литовского документального фильма «Эймунтас Някрошюс — отдалить горизонт». Режиссер Аудронис Люга предложил свой взгляд на известного режиссера. Такой же сдержанный, как и сам герой. Люга застал Някрошюса в момент репетиций нового спектакля «Борис Годунов» в его театре Meno Fortas. Персонажи поэмы Пушкина похожи у Някрошюса, скорее, на жителей маленькой литовской деревеньки. «Во все времена я имел свою позицию, — улыбается без улыбки литовский чародей. — Может, это прозвучит глупо, но лучше ее иметь, чем не иметь». Крепче всего, по мнению Някрошюса, народ и племя объединяет несчастье. Не сломаться в нем, принять горе стоически учит и Някрошюс, и весь настоящий театр, которому служили и Фаина Раневская, и Богдан Ступка.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 168 (25050). Пятница, 2 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter