В Лондоне лучше, чем в Пекине

На Паралимпиаде Беларусь представит 31 атлет в 7 видах спорта

Паралимпийцы Беларуси понимают всю степень… не возложенной на них ответственности

По заведенной традиции вслед за здоровыми атлетами свой главный экзамен четырехлетия сдают и спортсмены-инвалиды. С 29 августа по 9 сентября в Лондоне пройдет ХIV летняя Паралимпиада. Участие в ней примут более четырех тысяч человек из 165 стран, которые разыграют 503 комплекта наград в 20 видах спорта. На свою толику медалей будет претендовать и Беларусь. В каком количественном и «качественном» составе наша страна готовится выступить на аренах столицы Великобритании? Этот вопрос и стал отправным в беседе с председателем Паралимпийского комитета, руководителем Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗ) Олегом ШЕПЕЛЕМ (на снимке).

— В Лондоне Беларусь будет представлена 31 атлетом в 7 видах спорта, — рассказывает Олег Александрович. — Это адаптивная гребля (8), легкая атлетика (7), плавание (6), фехтование (5), велоспорт (2), дзюдо (2) и пауэрлифтинг (1). Дебютируем на Играх только в дисциплине «гибкого пути». А в общей сложности в спортивной делегации страны вместе с руководителями, сотрудниками штаба, тренерами, медперсоналом и журналистами будет 64 человека. Более половины атлетов уже участвовали в аналогичных форумах, а 13 выступят впервые, то есть налицо хорошее сочетание опыта и молодости. Самая старшая в команде — 46-летняя Тамара Сивакова. Она же является рекордсменкой суверенных лет по числу выступлений. В ее активе это будет уже шестая летняя Паралимпиада, на которых она пять раз покоряла пьедестал почета в метании диска и толкании ядра. Самым же юным в команде является пловец Игорь Бокий, которому всего 17 лет. Будет в нашем составе и уникальная спортсменка-колясочница Людмила Волчек, которая выступала на зимних Играх в Турине и Ванкувере, летних — в Пекине и в общей сложности уже удостоилась 9 медалей. К слову, в минувшем году Люда стала матерью, но тем не менее сумела подготовиться и отобраться в Лондон, где она, как и в Китае, попробует свои силы в адаптивной гребле.

— Есть ли принципиальное отличие этих стартов от Паралимпиады четырехлетней давности?

— В Англии нам будет легче в плане акклиматизации и всего двухчасовой разницы во времени с Беларусью. В соревновательной программе Игр есть изменения, однако они не коснулись тех видов, где будут состязаться наши атлеты. Это, в принципе, обнадеживает, так как на предыдущих форумах мы не раз лишались потенциальных наград именно по этой причине. Что касается выступления нашей команды, то уверен: все ее члены вышли на пик спортивной формы и готовы показать свои лучшие результаты. Другое дело, хватит ли этого для завоевания медалей и в каком количестве. Потому что по прошествии четырех лет уровень конкуренции среди инваспортсменов заметно подрос. А по большому счету, в ряде дисциплин они уже могут на равных соперничать со здоровыми атлетами.

— Удовлетворены ли вы подготовкой паралимпийцев к Лондону?

— Вполне. По-моему, это лучший в истории Паралимпийского комитета страны четырехлетний цикл. Благодаря государственной поддержке, которую осуществляло Министерство спорта и туризма, а также Национальному олимпийскому комитету решалось большинство насущных вопросов кандидатов на выступление в Англии. Удовлетворялись почти все требования по их участию в соревнованиях, в том числе и международных, по организации учебно-тренировочных сборов, приобретению спортивной экипировки, инвентаря. Некоторые сложности были в первые три года, но на заключительном этапе подготовки все прошло как по маслу, на сто процентов. Выделили больше средств на тех атлетов, которые могут реально претендовать на награды Игр и на вхождение в восьмерки сильнейших. Отмечу также большое содействие, которое в последние годы нам оказывает Президентский спортивный клуб. Он помогал в приобретении лодок для адаптивной гребли, его стипендию также получают восемь наших молодых спортсменов и тренеров.

— Удалось ли Паралимпийскому комитету в завершающемся цикле разрешить одну из своих основных проблем — с тренерскими кадрами в инваспорте?

— Только отчасти. Однако главное, что законодательно этот вопрос уже решен. И теперь наставники, работающие в ШВСМ, РЦОПах, УОРах и других спортивных организациях, вправе набирать в свои группы и атлетов-инвалидов. Это особенно важно для глубинки, ведь ни для кого не секрет, что в провинции люди с ограниченными физическими возможностями имели куда меньше шансов проявить свои способности на спортивной ниве. В Беларуси уже трудятся несколько тренеров-«совместителей». Лед тронулся, хотя работы в этом направлении еще непочатый край.

— В завершающемся паралимпийском цикле Беларусь покинули два самых титулованных пловца Роман Макаров и Сергей Пунько. Одна из причин — не очень благоприятные условия для подготовки и несоразмерное стимулирование их усилий на фоне атлетов иных стран?..

— Что касается возможностей подготовки, то общеизвестно, что материально-техническая база большого спорта нашей страны одна из лучших, если не самая лучшая, на постсоветском пространстве. Красноречивое тому свидетельство, что и Пунько, и Макаров, выступающие ныне за Россию, проходили тренировочные сборы в Беларуси. В то же время мы по-прежнему отстаем от ряда стран бывшего Союза в поощрении инваспортсменов. К примеру, каждый российский чемпион Паралимпиады-2008 получает, кроме ежемесячной зарплаты, тысячу евро стипендии от государства. Им также презентованы квартиры и автомобили. Поддержка оказывается еще и на уровне регионов. Плюс после завершения спортивной карьеры они будут получать аналогичную и пожизненную прибавку к пенсии за заслуги перед Родиной. Украинские медалисты дополнительно получают соответственно 1500, 1200 и 1000 долларов за свои достижения на Паралимпиадах. По сравнению с Пекином вознаграждение белорусских инваспортсменов также возросло. Сейчас оно составит 50, 30 и 20 тысяч долларов для чемпионов и призеров летней и зимней Паралимпиад в Лондоне и Сочи. Однако оно, как и прежде, находится на уровне 33 процентов от премиальных наших здоровых героев ХХХ летней Олимпиады…

— На предстоящей Паралимпиаде будет взято рекордное количество допинг-проб, более полутора тысяч. В их числе, без сомнения, будут тесты и наших атлетов...

— Перед Лондоном все уже прошли домашнюю проверку. Они также неоднократно сдавали тесты в течение олимпийского цикла. Все было в норме. В истории отечественного паралимпизма, правда, был уже прецедент, когда на допинг-контроле в Афинах-2004 «засветился» наш пауэрлифтер. Надеюсь, в Лондоне продолжения не последует. Впрочем, гарантировать, что все будет нормально, не может ни один руководитель. И немыслимый случай с нашей чемпионкой Олимпиады-2012 Надеждой Остапчук тому лучшее доказательство. Это личная ответственность каждого спортсмена, его тренера и курирующего их медика.

— Руководство спортивной отрасли страны не поставило перед паралимпийцами конкретных задач на Лондон. Но их не может не быть, когда к заветной цели идешь четыре года!

— Согласен. Давайте исходить из того, что государство вложило немалые средства в подготовку инваспортсменов, и оно вправе требовать от них отдачи. А наш результат на международной арене, по которому весь мир судит и о социальном благополучии конкретных стран, — это имидж Беларуси, ее паралимпийского движения. Мы это прекрасно понимаем. Поэтому сами установили себе планку достижений на Лондон, а именно выступить лучше, чем в Пекине, где удостоились 13 наград (5—7—1). Напомню также, что лучшими для нас стали Игры в Афинах, на которых в активе 30 инваспортсменов было 29 медалей (10—12—7). Но с тех пор много воды утекло. Нельзя, к примеру, не учитывать смену гражданства Макарова и Пунько, которые на двоих в Греции завоевали 13 наград, из них 5 — золотых. Поэтому надо быть реалистом и исходить из тех потенциальных возможностей, которыми обладаем на сегодняшний день.

— Как, любопытно, будет наставлять земляков в Лондоне самый титулованный паралимпиец СССР Олег Шепель, обладатель восьми медалей, из них пяти — золотых?

— Безусловно, перед открытием Игр проведем общее собрание. Но никаких накачек и наставлений на нем не будет. Это мое кредо и правило. Спортсмены и тренеры не маленькие дети и прекрасно осознают, чего от них ожидает вся страна. За достижениями в Лондоне также стоит материальное благополучие на ближайшие годы не только атлетов, но и их семей. И дополнительно наэлектризовывать паралимпийскую готовность подсказками — только навредить ей. Это, по-моему, порой чревато и обратным результатом…

Фото: Константин БЕЛОУС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter