В искусстве каждый идет своей колеей

Некоторое время назад в минском Доме кино прошла странная премьера...

Некоторое время назад в минском Доме кино прошла странная премьера: без критиков в шутовских шарфиках и колпаках, без красной дорожки, пенящихся бокалов с шампанским и вспышек папарацци. Еще более удивило то, что прошла она в будний день, моросил мелкий дождичек, да еще и днем, когда в кино идут только прогульщики да командированные. Ни имя режиссера, ни название фильма ничего не говорило. Тем не менее профессиональное любопытство взяло вверх. В итоге пришлось запомнить и то и другое, чтобы честно засвидетельствовать: появилось новое режиссерское имя - Андрей Мычко, выпускник Белорусской государственной академии искусств, автор премьерной социальной драмы "Небо везде одинаковое".


Картина Мычко - серьезное авторское высказывание. Заняты в ней ведущие актеры минских театров. Режиссер осознанно играет на том же поле, что и Алексей Балабанов с "Грузом-200", и Сергей Лозница, не боясь быть непонятым. Жаль, что фильм не идет в минском прокате. Его показали фактически только единожды, в день премьеры (еще один показ прошел ранее в РТБД). Зато картину с руками оторвал региональный кинопрокат, где она бьет рекорды по сборам и зрительскому ажиотажу по сравнению с другими лентами белорусского кинематографа последнего времени. Более того, "Небо везде одинаковое" - первый независимый фильм, получивший прокатное удостоверение от департамента по кинематографии. Даже у матерых бюрократов не осталось никаких аргументов, чтобы отказать Андрею, - такой силы получилась работа.


- Андрей, не обидно, что на премьере в кои-то веки достойного авторского кино не было представителей ни Министерства культуры, ни нашей киностудии?


- Конечно, обидно. Я приглашал их, всем раздал пригласительные лично. Но никто не пришел. Не думаю, что люди от кинематографа могут быть настолько заняты, чтобы не посетить премьеру...


- А в то же время народная актриса Беларуси Татьяна Мархель, исполнившая одну из ролей, время находит и приходит.


- И Татьяна Мархель, и заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко из ТЮЗа. Актеры мне признавались, что устали уже быть "на подтанцовке" в российских сериалах. Наша главная героиня Ольга Абрикосова учится на режиссера драмы в академии искусств, в одном сериале тенью отца Гамлета проходила за Домогаровым, в итоге он ее задушил. А ее бы снимать и снимать. Только некому и негде. Всем, видимо, давно хотелось сняться в белорусском кино, и актеры окунулись в работу с головой. Хотя я всех предупредил: это мой дебют и выплатить гонорары пока нечем. Можно, конечно, было продать машину, но она нам пригодилась для съемок. В кадре снимался мой автомобиль и Игоря Сигова.


- Правда, что бюджет фильма составляет 3 тысячи долларов?


- Около того.


- Вы пришли в режиссуру в 35 лет. Не поздновато?


- Да, в 35 лет на базе своего первого образования поступил на двухгодичные курсы режиссеров к Владимиру Забелло в академию искусств, а в 37 уже снял дебют. До этого чем только ни занимался: и в общепите работал после торгового института, и автомастерская у меня была... Хотя в театральный хотел поступать после школы. Но, как это часто бывает, родители посчитали, что актер - не профессия для мужчины, и отправили в торговый вуз. Когда пришел в академию искусств, испугался: совсем дети по 17 лет ходят по коридору. Что я здесь делаю? Забрел на кафедру режиссуры и, к счастью, встретил Забелло, которому и рассказал свою жизненную историю. "Ты пришел вовремя, заходи, - отрезал Владимир Павлович. - Мы для таких, как ты, открыли двухгодичные курсы наподобие Высших режиссерских в Москве". Два года 14 преподавателей обучали нас только профессии, без отвлечения на другие дисциплины.


Я убедился, что у нас прекрасная база и не нужно никаких частных киношкол. Они просто высасывают деньги из людей. Кто там преподает? Ребята, которые просто пиарятся. Зачастую из них никто толком ничего не снимал, а берутся людей учить... Да, молодежь пойдет к ним, клюнет, у нее глаза широко раскрыты. Но есть академия искусств и мэтры, профессионально подготовленные.


- Как получилось, что ваш независимый проект получил прокатное удостоверение департамента по кинематографии?


- Вообще, я думал, что это нереально. Я не знал всей этой кухни. Когда фильм был готов, позвонил в Министерство культуры, объяснил ситуацию. Мне ответили, что они не регистрируют картины частных лиц и работают только с организациями. Я спросил: "А какая разница, чей проект?" Поехал туда, зашел в департамент с диском: "Вот мой фильм, я хочу получить регистрационное удостоверение". Они снова повторяют: "Мы не выдаем". Тогда я сказал: "Пишите официальную бумагу, почему и на каком основании вы не регистрируете произведение автора. Когда художник рисует картину или писатель пишет книгу, его кто-нибудь спрашивает, есть у него удостоверение или нет?" Диск молча взяли, а через день перезвонили: "Приезжайте". Фильм понравился, и они решили впервые пойти на такой шаг: выдать прокатное удостоверение частному лицу. А потом покатилось - раздобыл координаты всех областных киновидеопрокатов. Всех обзвонил, всем разослал. С апреля картина идет в областных кинопрокатах. Гродненская и Могилевская области продлили права показа на год - очень большой зрительский интерес. Да и у прокатчиков реакция была бурной.


- В Минске фильм показали только два раза... Почему он не пошел в репертуаре кинотеатров?


- Я не задавался такой целью. Мне честно сказали, что все забито мировыми премьерами. Компании перед премьерой присылают листовки, плакаты, вешают растяжки в городе. Если ты готов потратиться на рекламу, пожалуйста - возьмем и тебя. Я понял, что пока не потяну, это же будет в два раза дороже, чем весь бюджет картины. Верю, что все не сразу, но придет. И деньги на рекламу, и гонорары артистам.


- И что дальше?


- Хочу снимать обыкновенные истории из нашей с вами жизни. Есть у меня пару сюжетов. Одна идея вполне может вырасти в совместный белорусско-итальянский проект. К слову, итальянская сторона уже готова помогать.


Кстати


За время проката в течение месяца только в Минской области картина "Небо везде одинаковое", бюджет которой составил 3 тысячи долларов, собрала рекордную для белорусского фильма сумму - 20.000.000 рублей. Ее посмотрели 10.000 человек. Для сравнения: картина Пеэтера Симма "Одинокий остров", бюджет которой составил более 1,2 миллиона евро, собрала в Минской области 2.000.000 рублей, посмотрели ее 380 человек.


О Чем кино?


Бабушка доживает свои дни в доме престарелых. Однажды она рассказывает легкомысленной внучке, что в деревне хранится семейная реликвия - старинная икона. Рассчитывая продать ее за большие деньги, девушка с двумя приятелями отправляется в зону отчуждения, где находится заброшенный дом бабушки.


Путешествие кажется молодым людям забавным приключением с большим денежным бонусом в финале. Но авантюра обернулась серьезным испытанием: в зоне орудуют двое головорезов, объявленных в розыск и скрывающихся от закона. Пути молодых людей и бандитов, решивших сорвать в этой истории свой куш, неизбежно пересекутся, и тогда трагедии не миновать...


В фильме снимались: народная артистка Беларуси Татьяна Мархель, заслуженные артисты Беларуси Леонид Улащенко и Игорь Сигов, Ольга Абрикосова, Игорь Сеньков, Андрей Дробыш, Андрей Добровольский, Анастасия Боброва, Виктор Богушевич и другие.


Саундтреком к картине стала песня певицы Нины Богдановой "Плакали два ангела".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter