«Основа единства и консолидации общества»: судья Конституционного суда Алла Бодак — о главном законе страны

В интересах людей

Каждый человек глубоко индивидуален, от следов пальцев рук и радужной оболочки глаза до стремлений, убеждений, намерений, мнений. Как защитить интересы разных людей, никого при этом не ущемляя? Люди всегда стремились договориться, чтобы учесть мнение если не всех, то хотя бы подавляющего большинства. Фактически договором между народом и государством, которое управляет обществом для обеспечения его нормальной деятельности, является Конституция — главный закон страны. О роли Конституции в жизни общества, конкретного человека и развитии государства «Р» побеседовала с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.

Фото  БЕЛТА

Здесь судят законы

В стенах этого суда нет прокуроров, адвокатов и обвиняемых. Здесь только судьи высшего квалификационного класса, работа которых — обязательный предварительный контроль всех принимаемых в стране законов на предмет их соответствия Основному Закону.

— В Конституции закреплено правовое положение человека в обществе, система взаимоотношений «человек — общество — государство». Это свод идеалов, принципов, ценностей, которым страна следует, символ ее суверенитета и независимости, основа консолидации нации, — отмечает Алла Николаевна. — Напомню, что преамбула Конституции начинается со слов: «Мы, народ Республики Беларусь...». Таким образом, это правовой фундамент, на котором основываются жизнеспособность страны, единство народа, политическая и социально-экономическая стабильность, что особенно важно в Год народного единства.

— Не секрет, что иногда принимаемые законы содержат не совсем понятные формулировки, в которых можно усмотреть неопределенность нормативных предписаний, юридические коллизии — разногласия или даже противоречия между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. Находились ли такие в прошлом году?

— Осуществляя обязательный предварительный контроль принимаемых законов, в 2020 году Конституционный Суд проверил конституционность 44 законов, принятых Парламентом. Судом отмечена реализация в проверяемых законах конституционных положений. Однако принят ряд решений, в которых говорится о необходимости повышения качества и эффективности нормо­творчества, совершенствовании правовых механизмов регулирования общественных отношений для обеспечения защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели государства и общества.

Так, в решении Конституционного Суда по Закону «Об изменении законов по вопросам здравоохранения и оказания психологической помощи» отмечено, что для усиления гарантий реализации права граждан на охрану здоровья, повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения баланса интересов личности, общества и государства при дальнейшем совершенствовании законов о здравоохранении необходимо предусмотреть дополнительные правовые механизмы, обеспечивающие участие граждан в принятии решений, затрагивающих вопросы состояния здоровья населения и оказания медицинской помощи, их оценке и мониторинге.

Одна из статей Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О лекарственных средствах» предусматривает, что вред, причиненный жизни и здоровью человека вследствие медицинского применения лекарственных средств, в том числе при проведении клинических исследований, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством. Конституционный Суд полагает, что гарантии минимизации рисков для субъектов клинических исследований лекарственных средств следует усилить. При дальнейшем совершенствовании законодательства в сфере обращения лекарственных средств необходимо предусмотреть специальные правовые механизмы обеспечения прав субъектов клинических исследований (испытаний), включая обязательное страхование их жизни и здоровья.

— Часто ли граждане и организации обращались с заявлением о признании неконституционными правовых актов?

— В 2020 году в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Совет Министров с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов поступило 92 инициативных обращения граждан и два инициативных обращения организаций. Они рассмотрены в порядке, установленном статьей 28 Закона «О конституционном судопроизводстве». Оснований для внесения уполномоченными органами соответствующих предложений в Конституционный Суд не усмотрено.

— Одним из важнейших показателей состояния конституционной законности в государстве является полное и своевременное исполнение решений Конституционного Суда. Какие решения исполнены в последнее время?

— В 2020 году исполнено четыре решения Конституционного Суда об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, реализованы три правовые позиции.

В частности, в решении «О праве и порядке обжалования в суд осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания» указано на необходимость в целях реализации конституционного права каждого на судебную защиту внести в Уголовно-исполнительный и Гражданский процессуальный кодексы изменения, устанавливающие право и порядок обжалования в суде осужденными к ограничению свободы, исправительным работам и иным видам наказания примененных к ним мер взыскания.

Решение исполнено Законом Республики Беларусь от 10 декабря 2020 года «Об изменении кодексов». Статьи 43, 56 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса дополнены нормами, преду­сматривающими право осужденных к исправительным работам, ограничению свободы, а также несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, обжаловать примененные к ним меры взыскания. Одновременно дополнены статьи параграфа 61 главы 29 Гражданского процессуального кодекса, который определяет перечень осужденных, имеющих право на обжалование взысканий.

В решении Конституционного Суда «О правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было указано, что необходимо устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Решение исполнено законом «Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности». Теперь в Хозяйственном процессуальном кодексе закреплен порядок подачи в суд, рассматривающий экономические дела, заявлений об установлении запрета или приостановления деятельности субъекта, его цехов, производственных участков, объекта строительства, оборудования и о продлении приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств и порядок рассмотрения указанным судом дел по таким заявлениям.


Вместе мы справимся

— На днях прозвучало традиционное послание о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь. Какие, на ваш взгляд, основные ориентиры законодателям и правоприменителям, предлагаемые Конституционным Судом в послании, созвучны тезисам Года народного единства?

— Настоящее Послание принято на заседании Конституционного Суда 11 марта 2021 года. Конституционный Суд считает, что в принимаемых законах необходимо адекватно отражать складывающиеся общественные отношения, а при установлении и изменении правового регулирования в важных сферах жизни общества и государства — опираться на поддержку широких слоев населения. Чтобы обеспечить единство общества и доверие к власти, следует найти баланс публичных и частных интересов, действий власти и свободы личности на различных уровнях их проявления. Для этого при подготовке проектов нормативных правовых актов целесообразно системно использовать институты прогнозирования, общественного обсуждения и общественных экспертиз, общенациональных и региональных диалогов.

Характерная особенность нашего времени — участие граждан в решении вопросов государственной и общественной жизни с использованием современных средств цифровой коммуникации. Конституционный Суд в послании обращает внимание на то, что современное информационно-цифровое пространство, цифровая экономика, возникновение новых форм занятости, развитие услуг с использованием цифровых технологий требуют нового эффективного законодательного регулирования, чтобы гарантировать безопасность человека, реализацию его прав и свобод в полном объеме. В Послании также отмечено, что в общественном сознании необходимо укреплять понимание того, что уважение, осознанное и добровольное соблюдени законов является основой единства и консолидации общества, стабильного и динамичного развития нашей страны.


— Как продвигается работа над новой Конституцией?

— Работа над документом такого уровня делится на несколько этапов. Сначала ведутся аналитические и сравнительные исследования, ряд выработанных предложений обсуждается экспертами-юристами.

На VI Всебелорусском народном собрании принято решение о создании Конституционной комиссии, работа которой будет носить публичный характер. Много предложений по изменению Конституции высказано на предшествовавших ВНС диалоговых площадках, значимые следует облечь в конституционную форму.

Эволюционное конституционное развитие призвано обеспечить достижение баланса различных интересов с учетом мнения населения относительно ключевых вопросов общегосудаственного значения и направлено на защиту суверенитета и конституционного правопорядка.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter