В интересах дела

Изменены Правила разбора несчастных случаев на производстве

В Беларуси внесены дополнения и изменения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Такое решение содержится в постановлении Совета Министров от 14 августа 2013 года № 712, официально опубликованном на Национальном правовом интернет-портале. Оно вступает в силу с 17 сентября текущего года, сообщает БЕЛТА.

Как отметил первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Александр Семич, постановление Совмина принято с учетом анализа сложившейся практики проведения расследований несчастных случаев на производстве, а также в соответствии с требованиями Указа № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» и Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» по снижению контрольной (надзорной) нагрузки на хозяйствующие субъекты и приданию этой деятельности преимущественно профилактического характера.

Александр Семич подчеркнул, что постановлением № 712 расширен перечень случаев, в которых департамент может делегировать нанимателю право самостоятельно провести расследование несчастного случая. В этот перечень включены транспортные происшествия (в 2012 году при данных обстоятельствах произошло 55 несчастных случаев со смертельными и тяжелыми исходами и только в 6 случаях была установлена вина нанимателя); случаи передвижения по ровной поверхности или по стационарным лестницам (соответственно 85 и 12); случаи разбойных нападений на работника посторонних лиц (9 и 0); случаи укуса работников дикими животными, насекомыми и поражения молнией (13 и 2).

По словам собеседника, реализация данной нормы несет ряд преимуществ. Во-первых, это не ущемит социальные права работников, поскольку размер страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не зависит от способа проведения расследования несчастного случая. Все материалы расследований, проводимых нанимателем, направляются госинспектору труда, который имеет право вернуть их на дорасследование. Кроме того, в случае несогласия потерпевшего или лица, представляющего его интересы, с результатами расследования несчастного случая, проведенного нанимателем, они могут его обжаловать в департаменте, после чего — в суде.

Во-вторых, это снизит надзорную нагрузку на нанимателя. Ведь наниматель обязан создать лицам, занятым расследованием несчастного случая на производстве, необходимые условия для работы, предоставить помещение, средства связи, транспорт, средства индивидуальной защиты; за счет собственных средств обеспечивать выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов или экспертов, проведение фото-, видеосъемки места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем; оплачивать иные расходы, связанные с проведением расследования несчастного случая на производстве. В случае же проведения расследования нанимателем самостоятельно эти расходы будут минимизированы или их удастся избежать.

В-третьих, в случае принятия в подобных ситуациях решения о делегировании права расследования несчастного случая на производстве нанимателю государственный инспектор труда сможет использовать высвободившееся время для выполнения мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизма (проведение мониторингов, проверок и т.д.). Кстати, в 2012 году было проведено 142 специальных расследования подобных происшествий, в которых не была установлена вина нанимателя и на которые государственными инспекторами труда было затрачено 2130 человеко-дней.

Ранее действующей редакцией правил было предусмотрено, что если происшедший несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом обусловлен исключительно состоянием здоровья потерпевшего, то решение о проведении спецрасследования данного случая либо расследования его нанимателем принимает руководитель территориального структурного подразделения Департамента государственной инспекции труда, информируя о принятом решении профсоюз (иной представительный орган работников). «Спецрасследование проводится госинспектором труда с участием уполномоченных представителей нанимателя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа) в течение 15 рабочих дней (минимальный срок проведения таких специальных расследований), — пояснил Александр Семич. — Вместе с тем расследование проводится нанимателем в течение 3 рабочих дней и не требует участия представителей департамента и вышестоящей организации. При этом при несчастных случаях, обусловленных исключительно состоянием здоровья, вина нанимателя не устанавливается. Так, в прошлом году при данных обстоятельствах произошло 6 несчастных случаев со смертельным и 9 с тяжелым исходом, ни в одном из которых вина нанимателя установлена не была».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда» республиканские органы госуправления, иные госорганизации, подчиненные правительству, осуществляют анализ причин производственного травматизма в подчиненных им организациях, а местные исполнительные и распорядительные органы — в организациях, расположенных на подведомственной территории. Вместе с тем ранее действующая редакция правил не предполагала информирование организацией республиканской формы собственности местного исполнительного и распорядительного органа о происшедшем несчастном случае на производстве, который подлежит специальному расследованию. Теперь постановлением Совмина закреплена норма об обязательном информировании любой организацией местного исполнительного и распорядительного органа, на подведомственной территории которого данная организация расположена, о подобных происшествиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter