Таможенная служба в годы Великой Отечественной войны

В годы испытаний

Нападение нацистской Германии на СССР нанесло серьезный ущерб советской таможенной системе. Все 24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами. Здания в большинстве своем были разрушены, а в боях на границе погибли многие таможенники, вместе с пограничниками первыми принявшие удар штурмовых вражеских групп. В наиболее тяжелом положении  оказалась Белоруссия, на которую была нацелена мощнейшая группировка немецко–фашистских войск «Центр».


Железнодорожный вокзал в Бресте. 1941 г.

Сейчас трудно восстановить последние часы деятельности Брестской таможни после нападения фашистской Германии. Таможенники, как и все жители приграничного Бреста, чувствовали приближение войны, однако не поддавались панике и продолжали работать. Так, по воспоминаниям очевидцев, 22 июня 1941 года в половине второго ночи со станции Брест–Центральный в Германию направили последний груженный зерном «мирный» железнодорожный состав. А уже в четыре часа утра город был подвергнут авиационной и артиллерийской бомбардировке. Брестская таможня и ее дежурная смена находились в здании железнодорожного вокзала. Его агрессоры не бомбили, надеясь и дальше использовать для переброски своих войск на восток. Но именно там и был создан крупный очаг сопротивления захватчикам со стороны железнодорожников, военнослужащих, милиционеров и, вероятно, таможенников, на что есть косвенные свидетельства. Оборону Брестского вокзала советский писатель С.С.Смирнов, автор многих книг о подвиге Брестской крепости, назвал «младшей сестрой обороны Брестской крепости». Почти неделю герои сражались с врагом в бетонных подвалах вокзала, и лишь исчерпав все возможности к сопротивлению оставшиеся в живых вырвались из блокады и покинули город.

Первые пограничные бои 22 — 23 июня отличались исключительной ожесточенностью. Но события горячего лета 41–го уже вошли в пантеон славы таможенной службы Беларуси. Мужество брестских таможенников и пограничников стало примером служения Родине и верности долгу. Немногим известно, что для реализации своих оккупационных планов нацисты использовали в том числе и германские таможенные органы. Захватив Гродненщину, гитлеровцы ввели в ней, как и на остальной части Беларуси, новое административное деление. В соответствии с декретом А.Гитлера был создан особый округ «Белосток», в состав которого вошли Гродно и нынешние Волковысский, Зельвенский, Мостовский, Щучинский, Свислочский районы, часть территории Литвы — Друскеники, а также Брестчина — Пружаны, Каменец–Литовский и Ружаны. Гродно же переименовали в Гартэн. В сентябре 1941–го Гродненский и Волковысский уезды оккупанты включили в провинцию Восточная Пруссия, что означало присоединение их к Германии. Уже в октябре гитлеровцы ввели охрану административной границы между Белостокским округом на участке Гродненского уезда с территорией, включенной в состав генерального комиссариата «Литва» и «Беларусь» (Остляндом).

В самом Гродно был создан уездный таможенный отдел Восточно–Прусского финансового управления (ГУТО) (Hauptzollamt (HZA). Вдоль «новой границы» были организованы охрана, патрули, комендантские посты. В таможенных органах служили только немцы. На 1942 год в ГУТО было 44 сотрудника, прибывших из Германии. Таможенники были вооружены и имели служебных собак. Агрессоры, установив новые границы, искусственно расчленили единство белорусской территории, однако население продолжало поддерживать между собой экономические связи, поэтому заводилось много дел о контрабанде, а местные подвергались репрессиям.

Гитлеровское руководство использовало таможенные органы для борьбы с европейским движением Сопротивления и белорусскими партизанами. Таможенные отделы и участки постоянно получали для розыска из внутренних районов рейха так называемые «розыскные листы», в которых содержались сведения о массовых побегах из лагерей советских военнопленных, военнопленных и граждан из стран Восточной и Западной Европы. Многих бежавших гитлеровские таможенники задерживали. «Таможенно–пограничная охрана» стала довольно серьезным барьером для проникновения с востока партизанских отрядов и спецгрупп. Если в соседней Барановичской области имелись целые партизанские зоны, то тут могли быть лишь незначительные группы. В июле 1944–го ГУТО прекратил свою деятельность в Гродно в связи с изгнанием Красной Армией немецко–фашистских захватчиков. Вместе с разбитыми частями вермахта с гродненской земли бежали и гитлеровские таможенники.

Продолжение этой истории читайте в следующих номерах спецвыпуска «Таможня».

Виктор ОСТРОГА, завкафедрой таможенного дела ФМО БГУ, кандидат исторических наук, доцент.

ostroga.v@mail.ru

Советская Белоруссия № 163 (24793). Четверг, 27 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter