Международный суд ООН отклонил иск Хорватии к Сербии, обвинявшей сербов в геноциде

В Гааге правды нет, но нет ее и выше

В то время как на востоке Украины грохочет настоящая война, на европейском западе почти незаметно прозвучало эхо войны минувшей. Международный суд ООН тихо и спокойно, стараясь никого не задеть и никого не обидеть, отклонил иск Хорватии к Сербии, обвинявшей сербов в геноциде во время войны на территории бывшей Югославии в первой половине 1990–х годов. Точно так же Международный суд поступил и со встречным иском сербов, которые, в свою очередь, обвинили в геноциде в той же войне хорватов.

На мой взгляд, этот вердикт вынесен не столько по минувшей истории, сколько по истории грядущей. Ведь войны на европейском континенте не прекратились. Напротив, мы видим новое возгорание конфликта — в Украине, где события стремительно скатываются к гуманитарной катастрофе. Велик соблазн спихнуть затем все ужасы друг на друга... Может быть, поэтому иски Сербии и Хорватии, обвинявших друг друга в геноциде, отклонили, чтобы не создавать прецедента для будущего? Именно так и расценили «соломоново решение» Международного суда в Гааге большинство обозревателей.

Наверное, с точки зрения практической дипломатии, так оно и правильно. Не стоит вводить в соблазн тех или иных политиков, которые мечтают прикрыть свои ошибки и неспособность договариваться поиском правды в Гааге. Как видим, гаагские судьи утерли руки и ясно дали понять: ребята, договаривайтесь между собой. Перефразируя известные строчки: «В Гааге правды нет, но нет ее и выше»... Нельзя найти справедливости там, где льется кровь безвинных людей.

Но вот именно это как раз и смущает. Получается, кровь на Балканах лилась рекой, но сегодня в этом никто не виноват? Остается еще Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), который, кстати, тоже заседает в Гааге, и свою работу продолжит. Но и здесь главное, как представляется, — не искать крайних исполнителей, а разобраться в провале политики, которую проводили при разделе бывшей Югославии. Сербы, хорваты, равно как и многие другие балканские народы, были скорее объектами, нежели субъектами этой политики.

Собственно, этот вывод ясно просматривается и в вердикте, не признающем обвинений в геноциде ни в адрес Сербии, ни в адрес Хорватии, который зачитал президент Международного суда ООН Петер Томка. В решении суда говорится, что, хотя сербские военные и убивали хорватов в ходе конфликта между двумя бывшими республиками Югославии в 1991–95 гг. в Далмации и других регионах, в иске Хорватии нет доказательств, поддерживающих обвинение в геноциде.

«Преступления, совершенные против этнических хорватов, были направлены на насильственное перемещение большей части хорватского населения из регионов, указанных в иске, а не на их физическое или биологическое уничтожение», — резюмировал Петер Томка.

Примерно такими же доводами руководствовался Международный суд ООН, отклоняя встречный иск Сербии к Хорватии. Его Белград подал в 2010 году, также обвиняя Хорватию в этнических чистках и геноциде в августе 1995 года при проведении операций «Буря» и «Блеск», когда с политической карты Балкан была практически полностью стерта республика Сербская Краина. В решении Международного суда говорится, что и хорватские войска убивали сербов, но намерения хорватских властей совершить геноцид судьи тоже не нашли. На этом основании суд не удовлетворил и иск Сербии к Хорватии.

Решение Международного суда ООН окончательное и обжалованию не подлежит. Можно согласиться с утверждением большинства экспертов, что, скорее всего, судьи отказали истцам по обоим искам в большей степени по политическим причинам, чтобы не разжигать вновь конфликт между сербами и хорватами. Но не только между ними. Как известно, некоторые украинские политики заявляли о намерении своей страны подать иск против России в Международный суд ООН. Но, как показал вердикт в Гааге, правду искать надо прежде всего в собственной стране, а не на стороне.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 22 (24652). Четверг, 5 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter