К реализации пилотного проекта государственно-частного партнерства приступят не раньше лета-осени 2018 года

В две руки

Уже около десяти зарубежных компаний заинтересованы строить в нашей стране по принципам государственно-частного партнерства  
Пилотный проект государственно-частного партнерства обретает реальное наполнение. Несмотря на то, что первые строители возьмутся за реконструкцию участка дороги М-10 больше, чем через год, уже сейчас идет активное обсуждение проекта с потенциальными партнерами. А это около десятка ведущих европей-ских, турецких, китайских и корейских компаний, которые готовы построить нам современную дорогу, поддерживать ее в хорошем состоянии 18 лет в обмен на поэтапную денежную компенсацию затрат. В выигры-ше в итоге остаются обе стороны, а самое главное — конечные потребители, то есть мы с вами.

Фото Александра КУШНЕРА

К фактической реализации пилотного проекта государственно-частного партнерства приступят летом-осенью 2018 года. Речь идет о строительстве 85 километров магистрали М-10. Какая из частных компаний возьмется за дело, покажет время. Пока же идут консультации с заинтересованными партнерами. Десяток потенциальных европейских, турецких, китайских и корейских инвесторов делятся мнениями насчет масштаба проекта, предоставленной технической информации, рисков.

Планируется, что валютные и инфляционные издержки возьмет на себя государство. Оно же будет нести риски, связанные с автопотоком. Магистраль должны расширить с двух до четырех полос, что позволит увеличить допустимую нагрузку на ось с 10 до 11,5 тонны, повысить предельную скорость передвижения для легковых авто с 90 до 120 километров в час и с 70 до 100 — для грузовых машин. Таким образом, в стране появится альтернатива загруженной дороге М-1 и более короткий путь из Евросоюза в Россию, который станет частью концепции «Шелкового пути» с одной стороны и частью международной транспортной сети «Восточного партнерства» — с другой.

Срок действия контракта составляет 20 лет, включая два года стадии строительства и 18 лет эксплуатации. Предварительная стоимость проекта — около 200 млн долларов. Частный партнер будет отвечать за проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию и содержание пяти участков будущей магистрали. После введения дороги в эксплуатацию государство начнет компенсировать его затраты фиксированными частями.

С учетом полученных ответов информация о проекте будет скорректирована. Например, уже есть рекомендации относительно критериев оценки конкурсных предложений, которые были включены в информационный меморандум. Одно из них — заменить европейский опыт реализации ГЧП-проектов на международный. Посоветовали включить в пакет документов и данные геодезических исследований.

Параллельно идет подготовка технико-экономического обоснования проекта, разработка соглашения о ГЧП, пакета документов для одобрения проекта Межведомственным инфраструктурным координационным советом, заинтересованными госорганами, Администрацией Президента. Заместитель начальника Центра государственно-частного партнерства Мария Усик поясняет:

— Поскольку это первый проект, он будет предполагать ряд льгот и преференций для частного партнера, которые в законодательстве не предусмотрены. Их предстоит одобрить. Поэтому параллельно мы работаем над проектом нормативно-правового акта, который саккумулирует в себе бонусы для участников.

Конкурс по отбору частного партнера стартует нынешним летом. Состоять он будет из двух этапов — предквалификационного и непосредственно подачи предложений. Займет весь процесс не менее года. К его концу будет подписано три соглашения — о ГЧП между государством и компанией-победителем, между победителем и финансово-кредитными институтами и трехстороннее соглашение между названными.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Следом за дорогой М-10 в Центре ГЧП работают и над двумя другими проектами, пользующимися спросом у инвесторов. Речь идет о строительстве трех садиков в Минском районе (за счет представительства Евросоюза в Беларуси разрабатывается ТЭО) и онкодиспансера в Гродно (ведутся переговоры с МФК насчет участия в подготовке ТЭО и конкурсной документации).

— Мы хотим не только качественно подготовить проект по садикам, но и на его примере обучить наши органы госуправления, чтобы они могли «размножить» его по стране, используя наработанный типовой механизм подготовки проектов ГЧП. Для этого мы запускаем длительную обучающую программу для представителей госсектора, банков, частных компаний. Проект стоит около 13 млн долларов (капитальные затраты) и наверняка будет по силам нашим компаниям. А вот строительство онкодиспансера оценивается в 100 млн долларов капитальных затрат. Сумма посущественнее. В силу того, что одна из составляющих проекта — обеспечение новым оборудованием, ремонт и замена устаревшего, к нему проявляют интерес производители медицинской техники. Во всем мире это нормальная практика, когда производитель является и основным финансирующим институтом, — уверена Мария Усик.

Помимо этого, остаются важными и другие проекты из списка национальной инфраструктурной стратегии. Ее, к слову, вот-вот актуализируют с учетом потребностей регионов. Ведь многие иностранные компании интересуются не только проектами ГЧП, но и другими возможностями взаимовыгодного сотрудничества.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter