В чужом интерьере

Мы продолжаем нашу новую рубрику «Не стать жертвой». Сегодня речь пойдет о том, как избежать кражи из вашей квартиры...

«Теперь мне кажется, будто в моей квартире больше нет стен. Я боюсь открывать форточку, а от любого шороха за дверью сжимается сердце. Мой дом больше не крепость», — это строки из письма нашей читательницы из Минска Ирины С. Несколько недель назад у нее «в гостях» побывал специалист по кражам из квартир — вор–«домушник». Почти все, кто столкнулся с последствиями таких визитов, долго не могут прийти в себя. Кража наносит не только материальный ущерб хозяину квартиры. Для него это еще и огромный стресс, возникающий от ощущения, что дом осквернен.


Мы продолжаем нашу новую рубрику «Не стать жертвой». Сегодня речь пойдет о том, как избежать кражи из вашей квартиры. И хотя эта тема неоднократно поднималась, в том числе и на страницах нашей газеты, на этот раз картину взялись дополнить сами «домушники», отбывающие наказание в исправительной колонии № 14.


В зоне риска — средний класс


Чаще всего преступники выбирают квартиры наобум, а не по наводке. О достатке хозяев «домушник» может судить по наружному осмотру жилища: хорошие двери, стеклопакеты, спутниковая антенна на балконе — вот верные признаки обеспеченности. Иногда воры оценивают достаток будущих жертв, встречая их буквально по одежке или садясь на хвост новенькой иномарке, которая доводит их до места планируемой кражи.


— У нищих взять нечего, к богатым тяжело попасть, поэтому я предпочитал «работать» со средним классом, — рассказывает 25–летний Дмитрий, отбывающий шестилетний срок за пятьдесят обворованных квартир. — Кого чистить, выбирал по двери: смотрел, какой замок проще взломать. Специализировался на тех замках, которые открываются плоскими или полукруглыми ключами.


Роман, отбывающий свой седьмой семилетний срок, квартирными кражами заниматься начал еще в четырнадцать. В последнее время «работал» только в частном секторе:


— Мне там проще: люди думают, раз забор и решетки есть, то никто не полезет. Дома выбирал по внешнему виду, те, что побогаче, с сайдингом и новыми окнами.


Знайте: большинство злоумышленников отдают предпочтение многоквартирным домам и новостройкам: так меньше шансов быть пойманным бдительными соседями. Практика показывает, что в каждом четвертом случае совершения преступления жильцы дома видели незнакомцев около подъезда или на лестничной площадке, но не придали этому значения. Расположение квартир тоже важный фактор: обычно воры атакуют первые и последние этажи.


Пока все... вне дома


«Домушники» работают круглый год и в любое время суток. Главное условие — отсутствие хозяев квартиры.


— Конечно, летом или осенью проще: многие уезжают в отпуск, на дачу, — продолжает Дмитрий. — Но и зимой работать никто не мешает. Главное — выбрать время. Лучше всего днем с 9 до 12 часов, пока хозяева на работе, а их дети в школе. «На дело» я выходил с напарником. Сначала по домофону мы прозванивали выбранную квартиру. Убедившись, что там никого нет, один оставался «на шухере», другой лез в дом. Дверь вскрывал обычно отмычками.


— Можно еще и проворотом, — добавляет 23–летний Алексей, недавно получивший третью судимость на четыре года. — Это такой инструмент из каленой стали, что–то типа отвертки. Замок им открывается даже быстрее, чем ключом. В моей практике бывали случаи, когда хорошая железная дверь с тремя замками оказывалась захлопнута лишь на один самый хлипкий — кнопочный. Не знаю, чем только люди думают... Надеются на саму дверь?! Но ведь всегда можно определить, на все ли замки она закрыта. Кстати, в подъезд попасть тоже не проблема — есть специальные электронные ключи, которые подходят почти ко всем домофонам.


— Проворот еще изготовить нужно, отмычки подобрать — на это требуется время, — рассуждает Роман. — Куда проще орудовать фомкой — небольшим ломиком. Поддеваешь им дверь ближе к замку и выламываешь его. Дверь при этом остается на петлях. В принципе, если очень нужно, открыть можно любую квартиру, например, автономной дрелью высверлить сердцевину замка, неподатливый — спилить «болгаркой». Да и сигнализация не проблема, обычный «ревун» можно сорвать.


Имейте, господа читатели, в виду: «домушники» предпочитают попадать в квартиры через двери, реже — через окна, форточки и вентиляционные шахты. Выбрав «объект», вор устанавливает наблюдение: по адресным данным вычисляет номер телефона, следит за распорядком жильцов, добывает сведения о составе семьи, наличии домашних животных, режиме рабочего дня.


— Узнать, есть ли кто–нибудь дома, не составляет труда, — уверяет Алексей. — Достаточно отключить рубильник подачи электроэнергии на лестничной клетке — и все становится ясно. Иногда я просто нажимал дверные звонки во всех квартирах на площадке: во–первых, чтобы узнать, дома ли соседи, во–вторых, даже если кто–нибудь и выходил, все можно было списать на шутку или на ошибку.


Запомните: часто добычей «домушников» становится квартира, оставленная без присмотра на длительное время. Обнаружить такой «объект» труда не представляет. Достаточно проследить за окнами в вечернее время, почтовым ящиком, в котором скапливается корреспонденция, или показаниями электросчетчика. Воры могут наблюдать за квартирой несколько дней, используя «контрольку» — спичку или бумажку, вставленную между косяком и самой дверью. «Контролька» постоянно проверяется: если на месте, значит, дверь не открывалась, а из квартиры никто не выходил и никто не входил. Некоторых же профессионалов присутствие хозяев не смущает: например, тип кражи, которую воры называют «С добрым утром!», совершается на рассвете, когда сон у людей особенно крепок.


Замороженные сбережения


Часто потерпевшие удивляются тому, как легко воры находят тайники. Большинство из них очень уж стандартны, и поэтому просто не могут не стать легкой добычей.


— Весь процесс вместе со взломом и обыском занимает не более двадцати минут, — рассказывает Роман. — У людей такая психология: прятать вещи там, где их можно чаще проверить: под матрасом в спальне, в шкафу под бельем или в карманах одежды. Ювелирные украшения искал там, где женщина обычно делает макияж: это либо ванная комната, либо туалетный столик в спальне. У меня с собой на всякий случай отвертка была, чтобы наличник подковырнуть или разобраться с сейфами, которые бывают в мебельных секциях старых образцов.


— Можно сразу все вверх дном переворачивать: содержимое полок, шкафов, тумбочек, линолеум поднимать, трубчатые карнизы срывать, — добавляет Дмитрий. — Можно и банки с крупами разбивать, но это уже совсем в крайнем случае. Часто деньги под ванной прячут или в туалете. Однажды кругленькую сумму я нашел в холодильнике: открыл морозильную камеру посмотреть, как вообще люди живут, а там за продуктами в пакете деньги лежали. Был случай, когда сбережения под ковром на стене прятали.


К сожалению, «домушники» превосходят по сообразительности хозяев квартир: плафоны свинчиваются, цветочные горшки разбиваются, декоративные панели и вентиляционные решетки вырываются «с мясом». Не ускользают от взора воров и корзины с грязным бельем, и старые ботинки, и диванные подушки, и мягкие игрушки...


Пытаясь уберечь свое имущество, потенциальные жертвы используют многочисленные уловки, например, не гасят свет в одной из комнат или оставляют включенным радио, чтобы создать эффект присутствия. Увы, «домушников»–профессионалов это не остановит. Даже электронные «обманки», имитирующие лай собаки или шаги по квартире, тут не помогут: эти игрушки, по словам опытных воров, рассчитаны на дилетантов преступного ремесла.


P.S. Во время беседы «домушники» весьма охотно вспоминали свои похождения и даже рассказывали об очень личном чувстве «мандража», которое поначалу так приятно щекочет нервы. Но блестеть их глаза перестали, как только речь зашла о том, сколько можно «заработать», промышляя квартирными кражами. «Иногда много, иногда совсем ничего, — философски начал один из моих собеседников. — Скажем так, оно того не стоит. Если соизмерять «заработанное» и срок...» Остальные согласно закивали...


Редакция благодарит департамент исполнения наказаний МВД за содействие в подготовке материала.


Узелок на память


Преступники не только следят за жертвой, но и собирают о ней сведения от дворников, уборщиц, работников ЖЭСа. Поэтому лучше не распространяться о своем благосостоянии на улице и в подъезде.


Не рассказывайте о своем рабочем графике: пусть место и время работы остается конфиденциальной информацией для «широкого круга лиц».


Если конструкция вашего дома предполагает широкий вентиляционный короб из гипсокартона, вор может попасть в квартиру, спустившись по веревке и разбив его. Поэтому еще на стадии ремонта лучше укрепить воздуховоды металлическими листами.


Абсолютно надежного места в квартире, где можно было бы спрятать пачку купюр или золотые украшения, не существует. Покидая квартиру на длительное время, дорогие сердцу вещи можно вывезти к родственникам или сдать в ломбард.


Самая надежная безопасность — коллективная. Соседская взаимопомощь — это возможность сделать общую дверь на лестничную площадку, дневные дежурства по подъезду, установка домофона или общего замка на двери подъезда, хорошее освещение и порядок во дворе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter