В чем виноват дядя Вася

Сантехники-неформалы гарантируют качество только на словах.
Сантехники-неформалы гарантируют качество только на словах.

Лето - самое время что-нибудь отремонтировать по дому. Кто-то усердно обновляет обои, кто-то заботливо красит оконные рамы, ну а кому-то позарез нужно установить в ванной комнате персональный бассейн. Фантазии обывателя не знают предела и зависят, пожалуй, только от размеров его дохода. Но даже самые обеспеченные нет-нет да и купятся на дешевизну, особенно когда дело касается проведения строительно-ремонтных работ. Придут к таким экономным в квартиру "хорошие ребята", найденные по рекламному объявлению, и устроят такое,

что мало не покажется...

В подобную ситуацию угодила одна наша читательница из Минска. В своем письме в редакцию "СБ" женщина красочно поведала о пережитых мытарствах во время установки у нее дома новой сантехники. Вот так опрометчиво, по обычному газетному объявлению, пригласила она бригаду обаятельных молодых людей. Сходная цена услуги, необходимые детали, вежливое обслуживание - что еще надо нашему потребителю, чтобы без всяких колебаний расстаться с некоторой суммой денежных знаков. Однако самое захватывающее началось после ухода гостей. В первый же день из установленного польского крана вода, вопреки конструкции, полилась по его поверхности. Из-под новой мойки на кухне закапало, а бачок в туалете не отпускал кнопку. Доремонт, произведенный в пожарном порядке провинившимися сантехниками, все недоработки вроде бы устранил. Но, оказалось, что это было только начало нервотрепки. Опуская подробности последующих сражений нашей читательницы со своенравным оборудованием и с не менее своенравными ремонтниками, отметим лишь, что через неделю в 1 час ночи обновленный кран на кухне прорвало. Шум водопада поставил логическую точку во всей этой поучительной истории. Сантехники из "рекламки", вмиг утратив былую обходительность, ответили нецензурной бранью на призывы своей клиентки о помощи...

Как выяснилось, привлечь виновных в потопе к ответственности в данном случае весьма непросто. В юридическом отделе Минского общества потребителей (МОП) приведенному в письме факту не удивились, так как он достаточно типичный. Ситуация, когда гражданин договаривается с бригадой сантехников, не поинтересовавшись наличием у них лицензии Министерства архитектуры и строительства на "устройство внутренних и наружных инженерных сетей" и не получив хоть какой-то квитанции на выполненные работы, безнадежна. И никаких судебных перспектив не имеет. Кстати, чаще всего такие рекламные объявления дают даже не индивидуальные предприниматели, а просто "физические лица". На них же действие закона "О защите прав потребителей" вообще не распространяется.

Вот небольшой, но очень показательный пример на ту же "сантехническую тему" из практики МОП. В многоэтажном жилом доме проводился капитальный ремонт. Хозяйка одной из квартир купила неизвестно где по дешевке ванну и попросила сантехников из ремонтной организации ее установить. Те с радостью взялись за дело, хотя в планы капремонта эта операция не входила. Естественно, никаких документов никто не оформлял: какие могут быть формальности между хорошими людьми! И вот через несколько дней ванна потекла... Да так, что затопила квартиру снизу. Шум, скандал, выяснение отношений. В общем, соседи снизу подали в суд и элементарно выиграли себе солидную денежную компенсацию. А незадачливая обладательница ванны осталась у разбитого корыта. Какие же ошибки она допустила с юридической точки зрения? Прежде всего, купив ванну "на стороне", а не в магазине, уже нельзя предъявить претензии продавцу - может быть, в потопе виноваты дефекты конструкции. И второй момент: хоть сантехники были и из серьезной ремонтной организации, но без договора на проведение работ и квитанции на получение денег они, по сути дела, такие же "ребята с улицы". Их руководитель, вызванный в суд, прямо заявил: у нас таких специалистов 300 человек, кто там что делал - знать не знаем. Где документы на установку ванны? Нет? Извините...

Между тем документальное оформление процесса оказания услуги с юридической точки зрения - самое главное. Даже если ее исполнитель не предприниматель или фирма, а просто частное лицо. Не будет никаких "вещественных" доказательств проведения сантехнических работ, скажем, Ивановым или Петровым - все, на качество не пеняйте. Сами виноваты. И помните еще об одном подвохе, присущем услугам по объявлениям. Это "малозначительная" фигура телефонного диспетчера. Старушка-"божий одуванчик" прилежно примет у вас заказ, а потом неизвестно, кто приедет и установит, например, кран на кухне. Но помните: если что, то со старушки взятки гладки. Она-то лично у вас дома ничего не делала и потому чиста перед законом как слеза! А отыскать потом в двухмиллионном городе удальца-бракодела сможет, пожалуй, лишь Шерлок Холмс. Если, конечно, захочет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter