В чем правда, брат?

В чем сила, я не знаю, а правда заключается в том, что...

В чем сила, я не знаю, а правда заключается в том, что 17 мая 1997 года на экраны кинотеатров вышел фильм «Брат». После второй большой роли (первая была в ленте «Кавказский пленник») Сергея Бодрова, сыгравшего в картине Данилу Багрова, назовут одним из самых талантливых молодых российских актеров. Постановка очень быстро получит эпитет «культовая», ее растащат на цитаты, а группа «Наутилус помпилиус» в предпоследний раз окажется в центре внимания меломанов (последний — когда в том же году будет объявлено о ее распаде). Работу режиссера Алексея Балабанова и по сей день систематически показывают по телевизору, обычно в связке с продолжением. 15 лет прошло с премьеры того боевика (или драмы?), юбилей которого мы с вами сегодня и отметим.


Вот кто–то с горочки спустился


В Советском Союзе снималось много картин, рассказывавших о том, как демобилизовавшийся солдат вписывался в послеармейский быт. Он ехал на целину или ударную комсомольскую стройку, устраивался на завод или поступал в институт. Его дождалась девушка или он впервые влюблялся. Как правило, в сценарии имел место и конфликт, но не на межнациональной почве (с дружбой народов в стране все было в порядке), а в сфере человеческих отношений. Старый друг оказывался вовсе и не друг, а так — не разберешь кто; начальник занимался какими–то темными делами; почему–то не выполнялся производственный план. И юноше приходилось часть фильма разруливать непростые ситуации. В финале негодяи наказывались, на верстаке у рабочего появлялся маленький красный флажок, игралась свадьба.


В «Брате» в соответствии с постперестроечными реалиями все было еще «проще». Перед нами прошли несколько суток из жизни вернувшегося со службы парня. Мрачный Санкт–Петербург, волчьи законы, честные и искренние люди обитали только на кладбище и в квартире этажом выше, где музыканты праздновали день рождения. «Штабной писарь», откликнувшись на просьбу брата–киллера по кличке Татарин, умело и хладнокровно угрохал уйму злодеев; проникся симпатией к водительнице трамвая; спас режиссера Степу и своего родственника; подружился с обитателем погоста Гофманом–Немцем. И все это под музыку группы под управлением Вячеслава Бутусова, которую наш герой очень любит. Возвратившийся с войны Данила снова попал на нее. И выжить в городе трех революций может лишь сильный. Добрый, отзывчивый, чистый, мягкий, но все же — убийца, Багров уцелел и с кучей долларов отправился в Москву. Там начнет разворачиваться сюжет ленты «Брат–2».


Обеим этим работам изрядно перепало от критики и неравнодушных зрителей. Их обвиняли в расизме и национализме, аморальности и жестокости. Поэт и писатель Илья Кормильцев (текстовик «Наутилуса») даже грозился набить лицо Балабанову за сиквел. А «батька» русского рока назвал произведение чудовищным, ужасным и отвратительным. Сам Бодров говорил о сыгранном им персонаже так: «Мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего еще в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встает и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата... Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что–то мешает. А он это делает. И кто–то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где–то там что–то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живешь в одной стране».


Рок–н–ролл жив


Художественных фильмов, в которых были массово (хотя бы и эпизодически) задействованы советские и постсоветские рок–музыканты, очень мало. Пожалуй, лишь во «Взломщике» (1987 г. в.) Валерия Огородникова можно увидеть их многочисленную тусовку. В «Брате» самого себя сыграл Вячеслав Бутусов, ошибочно позвонивший в нехорошую квартиру, где Бодров — Багров учинил расправу с «чистильщиками». А в той, в которую шел лидер «Наутилуса», камео Настя Полева пела «Даром не рассечь волну сухим веслом, даром не скрутить судьбу тугим узлом. Даром не лететь, не развернув крыла, даром не настигнет цель стрела». «Еиеие–еиеие» ей подпевал Сергей «Чиж» Чиграков, Андрей «Дюша» Романов («Аквариум», «Трилистник») отказывался от предложения выпить, Олег Сакмаров («Аквариум», «Выход») не портил общего благостного настроения... Трогательная то была сцена, вызывавшая какое–то непонятное щемящее чувство. Паззл сложился в 1998–м году, когда начало свое вещание «Наше радио», активно занявшееся пропагандой нового русского рока. Помните беседу Данилы с иностранцем на «флэту»? «Музыка ваша американская — г...» — «Music? Ah, oui, musique excellente» — «Ну че ты споришь? Тебе говорят — г... музыка, а ты споришь» — «Musique!» — «Да и сами вы... Скоро всей вашей Америке кирдык. Мы вам всем козьи рожицы устроим... Понял?» — «Че ты к нему пристал, он француз вообще!» — «Ну какая разница?» Слова Багрова воистину оказались пророческими: в 2000–м во втором «Брате» он вместе с Татарином навел шороху в Штатах, а годом позже козьи рожицы в виде страшнейших террористических актов американцам наяву устроили члены организации «Аль–Каида». Поющей генерации дворников и сторожей молодые артисты «кирдык» не организовали, но пятки ей изрядно отдавили — многим заслуженным старичкам–рокерам пришлось уступить свое место на пьедестале нахальным и дерзким. Наступила, пусть и искусственным путем, смена поколений. Земфира, Найк Борзов, «Король и шут», «БИ–2», «Сплин», «Мумий Тролль», «Пилот», «Ночные снайперы», «Смысловые галлюцинации», «Океан Ельзи», «Танцы минус», «Чичерина», «Мультfильмы», «Сансара», «Томас», «Револьвер», «Конец фильма», S.P.O.R.T., «Краденое солнце», Green Grey, «Сегодня ночью»... — вот те, кто на стыке веков стали очередными кумирами (надолго и на короткий период) для юных и не очень меломанов.

 

Прямая речь


Вячеслав Бутусов, группа «Ю–Питер»:


— Никакой задачи передо мной Алексей Балабанов не ставил. Он уже в сценарии подробно расписал, где и какая музыка должна быть. Моя внутренняя установка была — не мешать. Да и на съемках я был только два раза, когда снимали мои эпизоды. В целом фильм мне понравился, в частности — атмосфера петербургской романтики.


Последнее «прощай»


«Я узнал, что у меня есть огромная родня: и тропинка, и лесок, в поле — каждый колосок, речка, небо надо мною — это все мое, родное!» Стихотворение Владимира Натановича Орлова «Родное» звучит в «Брат–2» (в измененном виде). Данила Багров — Сергей Бодров любил хорошую рок–музыку и свою страну. В 2002 году актер и режиссер работал в Северной Осетии над фильмом «Связной». 20 сентября он вместе со съемочной группой пропал без вести во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье. «Ну что, брат? Прощай! Даст бог, свидимся...»


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter