В чем правда, брат?

Интервью с Сергеем Михалком, а также некоторые лирические отступления И ничего-то с "Ляписом Трубецким" не делается.
Интервью с Сергеем Михалком, а также некоторые лирические отступления

И ничего-то с "Ляписом Трубецким" не делается. Группа выпускает и выпускает очередные пластинки. Вот московская пресса уже новый альбом "Юность" обсуждает и с Михалком про жизнь и профессионализм беседует. Но "Сирожа" не промах. По-прежнему в себе уверен и "Новой газете" в Москве дает интервью космического масштаба и космической же ценности. Публикуем с некоторыми сокращениями.

- Вам не кажется, что сейчас в мире стало мало доброты?

- Люди не понимают простых вещей - они все больше и больше все усложняют. То, что творится в молодежной субкультуре, да и во всем мироздании, требует колоссальных изменений. Потому что сейчас вообще нет понятия жизни - есть понятие выживания. Это супернеправильно. Есть много людей, которые имеют большую власть и влияние, - эти люди не обращают внимания на то, что происходит в уголках нашей планеты. Они заняты только собой. Но крупные империи не могут существовать долго - это доказано историей. Те люди, которые считают себя такими всемогущими карабасами-барабасами, потому что у них в руках основной капитал и основные ветви власти, просто не отдают себе отчета в том, что делают. Они не понимают, что их подачки в виде дешевеньких шоу и гуманитарной помощи миру не нужны. Они должны изменить мироотношение. Если долго об этом говорить, то можно вернуться и к Марксу.

...В мире достаточно много серьезных и крутых парней - не важно, кто это - моджахеды, или исламисты, или какие-нибудь японские коммунистические бригады, - которые не будут мириться с тем, что пуп земли и наш главный Громозека - это Буш.

Если бы американцы остановились, немножко передохнули и зарядили свои пистолеты холостыми патронами, то и против них никто бы не воевал.



Отступление первое

Нравится мне вот эта привязанность Сергея Михалка к сказке про Буратино. Романтичный и миролюбивый он парень, этот главный "Ляпис". Как и многие, пытается представить себе тот кусочек планеты, где живут не то люди, не то инопланетяне, короче, у них полно денег и они даже не подозревают, как нам всем тяжело. А что, правда, есть такая империя на Земле? И неужели в ней Буш главный?

- Вы вот устроили целое такое доброе движение - "Дети солнца". Там и позитивные музыканты, и подсолнухи. Социальные ролики даже смешные снимаете - против наркомании, например. Вы действительно верите в то, что сможете этим что-то изменить?

- Мы не меняем сценарий. Я не думаю, что жизнь - это театр, это скорее цирк. Сейчас в этом цирке много директоров, много хозчасти. Там есть суперзвезды - супериллюзионисты и акробаты. Мы - всего лишь коверные. Все "Дети солнца" и группа "Ляпис Трубецкой"- это такие клоуны. Люди - после того, как они переживали за маэстро, который засовывал голову в пасть тигру, - хотят снять напряжение. Наше дело выйти и заполнить паузу. Мы - сфера развлечений, наше дело отвлекать, а не учить и поучать. Я понимаю, что есть много артистов, которые своими корнями уходят в нострадамусов, но наши предки - шуты при дворах королей. Если мы справимся с этой попсовой задачкой - это будет просто замечательно.

- Вы сказали, что вы клоуны. Но тем самым вы лишаете самих себя возможности петь о том, что творится у вас в душе. Или вам это не нужно?

- Мне хватает других тем для самореализации. Я знаю, есть идолы, которые возводят себя на пьедестал. Но на самом деле мы все очень похожи. Я не думаю, что какой-то рок-идол по своему интеллекту и миропониманию сильно отличается от среднестатистического студента-троечника. Если им нравится на публике выворачиваться наизнанку - пожалуйста. Но для меня лично понятие артистизма и понятие гражданской сознательности, а также роли отца, мужа, учителя разделены. Хотя ассоциации у людей возникают. После публичных разоблачений, которые я устраиваю, многие считают меня Ляписом Трубецким и уверены, что песня "Ты кинула" - про то, что от меня ушла жена. В песнях, конечно, есть элементы автобиографии, но не до такой же степени...

-

Отступление второе

На одном из последних сборников из серии "Русский Рок" небезызвестный коллектив "ОСП" выступает с такой грустной песенкой, где рефреном звучат слова: "Путин - Президент, ДеЦл - лох". Есть в этих словах некоторый момент биографий или нет, но Сергей Михалок - клоун знатный, не хуже ребяток из "ОСП" умеет песни сочинять. Не пойму, как "Ляписов" до сих пор не пригласили на БТ сделать какой-нибудь прикольный телепроект с дальнейшим их публичным разоблачением? Их же хочется.

- Вам никогда не хотелось сменить сценический образ? Куда-то отойти от образа клоуна-увальня? Стать секс-символом типа Андрюши Губина, чтобы выстраивались девочки...

- Как это нескромно бы ни звучало, но в этой области мы могли бы с Андрюшей Губиным и поспорить... Мы нашли очень хорошую промоушен-имидж-линию - будучи клоунами, мы можем меняться постоянно, нам позволено все. Люди, которые нашли свой конкретный имидж, потом нуждаются в его обновлении - вот щас он был толстый и белый, теперь он будет черный и худой. Но суть-то не меняется. А у нас постоянно меняется именно суть. Мы можем шутить, можем иногда грустить, иногда напялить на себя "типа фэшн". Нам имидж и менять не надо. То же самое касается и музыкальной палитры группы "Ляпис Трубецкой". Какая-нибудь стилистически ровная группа вынуждена сразу решать, в каком стиле она работает - брит-поп так брит-поп, ска-панк так ска-панк. А мы можем играть все на свете, поэтому наша музыкальная палитра очень широка. Это не значит, что у нас нет своей четкой линии, что мы мечемся, как тля несведущая, - просто нам интересно меняться.

- Вы говорите, что относите себя к поп-культуре, но я не слышала, чтобы кто-то когда-то сказал: "Ляпис Трубецкой" - галимая попса". Скорее люди вообще избегают говорить о стиле...

- В русском языке даже однокоренные слова не всегда являются близкими по значению. В том смысловом поле, в котором существует сейчас слово "попса", не имеют значения ни подача музыки, на текстовое наполнение - легкие это песни "ля-ля тополя" или песни "только для людей, которые знают, кто такой Маркес". Попса - это сейчас обозначение чего-то ненастоящего, глуповатого, никчемного, посредственного из серии "не стоит об этом вести речь". Поп-культура - понятие совершенно другого качества. Поп-культура - более интересное явление, чем рок.

- Но раньше вас все-таки больше причисляли к рок-группам.

- За те несколько лет, которые мы провели в сотрудничестве с российским шоу-бизнесом, я понял, что со значением слова "рок" у нас не все в порядке. У нас считается, что классический русский рок - это трагедия, драматизм, песни о том, что все плохо.

- Как "ДДТ"?

- Ну да. Хотя для меня классикой русского рока являются Мамонов, "Странные игры", "АукцЫон" и группа "Вопли Видоплясова". Но даже в этом рок-цирке мы получаемся немножко коверные. В этом мире есть очень много серьезных людей, которые вращают денежными массами и делают серьезные имиджевые карьеры, - это когда никто не понимает, чем ты занимаешься: то ли торгуешь аквалангами, то ли ты рок-идол, то ли просто ходишь над водой. Мне это непонятно. Я не хочу говорить "рок", потому что тогда ко мне будет много претензий: будут говорить, что я не хожу в "косухе", не жил в питерских "сквотах" и что у наших гитар меньше драйва, чем у настоящей рок-группы. Когда я говорю: я - "поп-культура", от меня все отстают: решают, что я человек несерьезный.

- Вы считаете, что рок накрывается?

- Я считаю, что невозможно вот так запросто все это накрыть. Но мне кажется, что продюсерам и промоутерам, равно как директорам многих рок-радиостанций, нужно серьезно побороться за свое право на существование. Чистый рок - очень узкий формат. Мне кажется, что в этом отношении им сейчас приходит небольшой кирдец. Значит, что-то надо менять.

-

Отступление третье

Все. Уже и Михалок из группы "Ляпис Трубецкой" считает, что року российскому пришел "кирдец". У них там Юра, у них Борис. Они когда напьются - всегда поют на бис, но, честно говоря, их песни всем давно приелись. Но им попробуй что-то возразить, мордой по асфальту тебя начнут возить, поэтому береги себя, Михалок, дорогой товарищ. Не очень-то про Шевчука. Он хоть старенький и больной - все равно драчливый. Недавно Петкуна манерам учил. Так Слава позже ходил к нему извиняться. Дикие, прямо скажем, нравы в этой рок-тусне. Любят музыканты друг друга поучить. Вот "Ляписы" про Коэна "Леприконсам" внушают. Хм-м, это все равно, что ряженка пришла бы к простокваше и начала ей объяснять: "А ты йогурт пробовала? Нет? Ну и дура".

- Почему вы не поете на белорусском?

- Мне это не очень интересно. Это слишком легкий способ победы, это - из разряда моды. Я слежу за музыкальной модой, но наша волна не терпит модных тенденций. Люди, которые пытаются работать в этом жанре и смотрят на модные тенденции, быстро взлетают и быстро улетают - "Жуки", "Леприконсы". Это не камень в их огороды - но они действительно ловят моду, а истории не знают. Надо бы им послушать классиков жанра, как наших - Аркашу Северного, например, так и мировых - Коэна хотя бы.

- Почему я не видела в Москве ни одной группы из Беларуси, которая бы делала что-то серьезное? Нам от вас - один стеб.

- Луи де Фюнес говорил: "На сто гениальных актеров, способных заставить людей расплакаться, найдется всего один гениальный актер, способный заставить их рассмеяться".

На самом деле "серьезных" групп в Беларуси много. Но посмотри, что происходит у вас с музыкальным форматом, какая расстановка музыкальных сил. Здесь полно своих "серьезных" музыкальных коллективов. В Беларуси неплохие группы, они, может, и выдержат здесь конкуренцию, но на них надо больше тратиться. Нужно приехать сюда, решать здесь банальные бытовые проблемы, делать черную работу. Большинство считает, что не барское это дело. Поэтому они избегают простых физических действий - одолжить денег, записать фонограмму, привезти ее сюда. А под лежачий камень вода не течет. Вот. Только что придумал.

- Правда, что вы как-то сломали ногу и после этого бросили пить?

- Да. Как-то в одном клубе в Одессе мы с ребятами устроили танцы. Клуб для рейва построили, а мы же брейк... И после этого я пить водку бросил, хотя по-прежнему остаюсь ярким и фанатичным поклонником всей алкогольной культуры. Просто раньше я был играющим тренером - сейчас тренер вне игры. Я люблю пьяные компании, не люблю находиться в трезвых. Самое главное, чтобы все остальные чувствовали себя хорошо. А я пьянею вместе с ними. Сейчас мне нравится жить всухую. Просто у каждого свой путь - кто-то стайер, кто-то спринтер. Я оказался спринтером. Выпил столько, что могу книжки об этом писать. Но сейчас надо подальше отойти от этого рубежа, чтобы яснее все воспринимать. Я не жалею о том, что пил, тем более не жалею о том, что бросил. Я понял, что некоторым нужно пить, чтобы расслабиться, многим - чтобы забыться. Когда до меня дошло, что мне для всего этого водка не нужна, то понял, что я ее пью просто по инерции.

- Вы счастливый человек?

- Я стараюсь. Во всяком случае, пытаюсь выглядеть счастливым. У меня много проблем. Но я считаю, что личным я делиться не должен - не нужно это ни на кого вешать. Проблем у всех хватает.

-

Отступление четвертое, последнее

Бросил пить Михалок - и будто подменили человека. Умеет реально все "накрыть" и объяснить про водку, про шоу-бизнес... Говорит, в группе "Ляпис Трубецкой" есть суть, стержень, так сказать, поэтому можно и на "Би-2", и на Маркеса, хоть и на Андрюшу Губина наехать. Молодец Михалок. Гордимся тобой. Однажды попу поднял, денег одолжил, записал фонограмму и в Москву поехал. А под лежачий камень... оно - понятное дело. Придут вот в редакцию белорусские музыканты, заплачут: "Мы тут таго-сяго, белкультуру хотим поднимать!", так я им это интервью и подсуну. Нехай читают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter