Индивидуальные предприниматели упорно не желают подтверждать качество своего товара
Часа три потратил в итальянском аутлете — торговой деревне, пока нашел трикотаж, произведенный на Апеннинском полуострове. Прилавки завалены маститыми европейскими брендами, но практически на всех этикетках значится стандартное «Мade in China». Так уж распорядилась мировая специализация, что мощности легкой промышленности сконцентрировались в Азии. «Коренных» европейцев на рынке ЕС практически не осталось.
Зато на отечественных выставках исконно западной продукции в изобилии. Чешские костюмы и сорочки, итальянские платья и галстуки, немецкая обувь… Правда, и ценники весомые. Торговцы разводят руками: мол, западное качество не может быть дешевым. А попробуй докажи, что итальянские туфли никогда не видели средиземноморского солнца. Не получится. Документов-то на товар никаких нет. А заветный штрихкод или «Made in Italy» нарисовать не проблема, учитывая высокий уровень даже бытовой полиграфии. Получается забавная парадигма: товар — неизвестный, цены — европейские, качество — азиатское средней руки… В просторечии это называется грабеж. За который ратуют если не большинство ИП, то, по крайней мере, общественные лидеры, утверждающие, что выражают чаяния малого бизнеса.
Право на «левое»
Страны Таможенного союза совместными усилиями уже разработали и приняли 34 технических регламента, которые вводят единые правила игры в различных областях производства. Из них 21 документ уже действует. Вокруг некоторых норм единых техрегламентов возникали споры и дискуссии, иногда ожесточенные. Но ТР «Безопасность товаров легкой промышленности» вызвал полное неприятие у микробизнеса. Причем индивидуальных предпринимателей волнуют не особенности самих требований к продукции. Фактически они вообще отвергают необходимость сертификации товаров. Точнее — не согласны с требованием наличия у реализаторов документов на товар. А без «бумажки» проследить его происхождение практически невозможно. Неужели буквально все индивидуальные торговцы и их поставщики — джентльмены до мозга костей, никогда не врут и им можно верить на слово? А если сегодня большинство работает по-белому и по-честному, откуда тогда столько шума? Ведь с 1 декабря требуется всего-то иметь на руках документ, объясняющий, откуда взялся товар на прилавке.
Ипэшники неуклюже оправдываются: мол, у московских оптовиков, с которыми они имеют дело, документов нет. «Но так ставить вопрос некорректно, — заявил недавно заместитель премьер-министра Петр Прокопович. — Обсуждали эту проблему с российскими коллегами. Они утверждают: всеми силами борются с незаконным оборотом товаров на территории России. Раньше их доля составляла 60 %, сейчас — 30 %. И если на продукции нет сопроводительных документов, то в РФ она попала незаконно».
Словом, имея дело с легальными поставщиками, новые правила для продавцов одежды и обуви не страшны. А если закупаться у прохиндеев, проблемы, естественно, возникнут. Так какое право шумно отстаивают белорусские предприниматели?! Закупать товар у контрабандистов и сбытчиков контрафактной продукции? Тяжело представить, чтобы хотя бы одно западное бизнес-объединение поставило подпись под такой крамольной идеей. Все-таки втюхивать населению «левак» по заоблачным ценам некрасиво ни по закону, ни по «понятиям». Но у белорусских «рыночных» торговцев выработалась какая-то своя, совершенно прелестная норма морали. Возможно, ее разделяют более 200 тысяч индивидуальных предпринимателей, но явно не поддерживают свыше 9 млн. белорусских потребителей. Поэтому сторонники беспредела на потребительском рынке демократично остаются в крикливом меньшинстве.
Китай далеко, но близко
В московских закупках Петр Прокопович вообще не видит логики. Собственной продукции легкой промышленности в России очень мало. А в чем логика приобретать импортные товары у оптовиков в Первопрестольной? «Контейнер с товаром из Китая приходит в Минск за 3—4 дня, — уверен Петр Прокопович. — Зачем оставлять огромные доходы оптовикам в Москве? Или богатая Беларусь должна кормить бедных российских олигархов?!»
Петр Прокопович возмущен разницей в ценах на одинаковую продукцию в Москве и Минске. Считает: необходимо проанализировать ситуацию по некоторым товарным позициям. «Почему одна и та же модель импортного телевизора у нас стоит значительно дороже?» — разводит руками заместитель премьер-министра. Впрочем, за бытовую технику правительство, видимо, возьмется несколько позже. Для начала решили разобраться с продукцией легпрома. По заверениям Петра Прокоповича, компании оптовой торговли с долей государственного капитала получили четкое задание: в ближайшее время наладить прямые поставки продукции из Китая, Шри-Ланки, производителей из других стран. Так в стране пытаются создать альтернативу московским закупкам.
Если импорт не едет, то мы идем к нему
Позиция Петра Прокоповича выглядит разумно и логично. Правда, остается ощущение некоторого парадокса. Конечно, появление нормального и прозрачного оптового звена, которое обеспечивало бы поставку импортных брендов по справедливым ценам, вызовет исключительно аплодисменты. Сама собой отпадет надобность у белорусов «челночить» в Прибалтику, чтобы приодеться «дешево и сердито». Для государства выгодно: легальные импортеры тратят в 2—3 раза меньше валюты, чем потребляют зарубежные «шопперы». Ведь в цену товара в литовских или польских гипермаркетах «зашиты» издержки на содержание торговой точки, налоги, маржа продавца… Словом, затраты, которые оплачиваются национальными денежными единицами. Да и, собственно говоря, великая логистическая глупость кататься за азиатской массовой продукцией в Вильнюс или под Белосток.
Но остается открытой не менее яркая проблема: как же быть с импортозамещением? Отечественные ведомства с печалью отмечают рост доли импортной продукции в товарообороте. И этот показатель катастрофически ухудшится, если существующий нынче де-факто «левый» импорт станет легальным и попадет в статистическую отчетность «де-юре». А некрасивая цифра импортоемкости отечественного потребительского рынка чревата оргвыводами для руководителей некоторых министерств и ведомств. Как бы поставщикам напрямую от зарубежных производителей не пришлось столкнуться со стандартными для крупных импортеров проблемами. Такую категорию компаний в Беларуси не то чтобы сознательно «душат», но подспудно не сильно жалуют. К тому же если цены на азиатский ширпотреб снизятся за счет выигрыша в логистике и ухода от дорогих московских посредников, будут ли обладать большинство отечественных предприятий легкой промышленности шансами на выживание? Европейские-то успешно «спеклись» еще лет 10—15 назад. Ведь накручивая на китайских шмотках по 200—300 %, предприниматели в некоторой степени делают и доброе дело: повышают конкурентоспособность отечественной продукции по цене. Она полностью исчезнет при справедливых ценах на импорт.
Словом, решение проблемы не столь однозначно, как кажется на первый взгляд. Но очень радует, исходя из заявлений Петра Прокоповича по этой теме, что с легкой промышленностью будут разбираться, учитывая в первую очередь интересы потребителей.