В борьбе за деньги

Банкиры могут подсказать, выпуск каких товаров стоит осваивать, только их об этом не просят

Банкиры могут подсказать, выпуск каких товаров стоит осваивать, только их об этом не просят

Пусть и принято считать, что прогнозы – дело неблагодарное, но многие процессы в экономике вполне предсказуемы. Например, в научной теории существует понятие «опережающих индикаторов», которые являются своеобразными «предвестниками» успехов или потерь на экономических фронтах. В Беларуси эта система не получила широкого распространения, но она разработана и вполне может быть использована в благих целях. Один из ключевых индикаторов для нашей страны – инвестиции в основной капитал: их рост должен обеспечить выпуск качественных и инновационных продуктов, что в результате приведет к положительной динамике промышленного производства. С этой точки зрения ситуация выглядит вполне благополучно. Так, по итогам января—сентября 2009 года инвестиции в основной капитал увеличились на 14,5 % к уровню такого же периода 2008-го, причем около двух третей этих вложений пришлось на объекты производственного назначения. По сравнению с предыдущим годом динамика инвестиционной активности несколько замедлилась. В условиях, когда не исключен дефицит кредитных ресурсов, логично предположить, что проекты, под которые выделяются деньги, будут проходить все более жесткий отбор. Как просчитать эффективность финансовых вливаний в реальный сектор экономики и кто этим должен заниматься?

Структура инвестиций в основной капитал претерпевала в 2009 году некоторые изменения. В январе—сентябре средств консолидированного бюджета использовано на 2,5 % меньше (в сопоставимых ценах), чем за такой же период 2008 года. Организации, напротив, повысили свой вклад в общую «копилку» и использовали собственных средств на 5,5 % больше. Но самую высокую динамику продемонстрировали банки: их кредиты на реализацию инвестиционных проектов увеличились почти в 1,5 раза, при этом доля в общем объеме вложений составила 26,5 %. Отечественные банки сегодня перегружены кредитами, утверждает председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский. По его расчетам, этот показатель достиг 75 %: «Это превышает пределы риска… Считается, что в кредитах должно быть размещено не более 50—55 % активов банка». Сегодня белорусским банкирам особенно не приходится ломать голову над тем, кому дать денег, а кому отказать, – после участия в финансировании госпрограмм свободных средств у них остается немного. В некотором смысле такая схема кредитования для финансовых учреждений удобна и безопасна: все-таки основные риски берет на себя государство. С другой стороны, устранение от ответственности за принятие решений может оказаться плачевным для бизнеса самих банков: риск-менеджмент, безусловно, требует определенных расходов, но он же обеспечивает сохранность вложенных активов.

Сложившийся сегодня некоторый перекос в системе инвестиционного заимствования приводит к тому, что экономическая эффективность проектов самими кредиторами просчитывается редко. Хотя банки, привыкшие часто «расставаться» с деньгами, в вопросе оценки рисков, которые несет тот или иной проект, достаточно подкованы. Не представит, например, заемщик убедительных доводов для банкиров – получит отказ в кредитовании. А в списке таких факторов, помимо стабильности финансового состояния предприятия и наличия ликвидного обеспечения, еще и продуманный бизнес-план. К сожалению, на многих предприятиях к составлению таких документов по-прежнему относятся не слишком вдумчиво и обстоятельно. «Планирование в реальном секторе экономики нередко происходит без учета действий конкурентов, и ожидания оказываются завышенными, — считает декан экономического факультета БГУ профессор Михаил Ковалев. – Это наше упущение – планировать рост производства товаров, не просчитывая потенциальный спрос на них». Отсюда и главные проблемы последних месяцев – рост складских запасов и нарастание отрицательного сальдо внешней торговли. Эксперты уже сегодня настойчиво призывают производителей подумать о том, как не допустить нового витка затоваривания складов. Проще говоря, определить, что и в каком количестве выпускать, чтобы не иметь постоянных проблем со сбытом.

В этом вопросе банки могли бы оказать субъектам хозяйствования весьма существенную поддержку. «Думаю, в финансовых учреждениях наиболее квалифицированный персонал, отчасти даже избыточный, — поясняет Михаил Ковалев. – Они могли бы поделиться своим интеллектуальным потенциалом с реальным сектором экономики». По мнению эксперта, такой двойной контроль, когда оценку эффективности проекта дают и банки, и сами предприятия, очень важен. И особенно в случае с проектным финансированием, когда деньги выделяются с расчетом на отдачу от будущей деятельности предприятия. В отличие от инвестиционного кредита, когда источником его погашения служит прибыль от всего бизнеса клиента в целом, в том числе и уже действующего. Но заинтересованы ли банки участвовать в оценке эффективности проектов? И представляют ли сами производители, какие товары они смогут поставлять на мировой рынок в тех объемах, которые сделают вложения оправданными? «Сегодня деньги вкладываются в основном в госпрограммы, а банки выполняют подчиненную роль – профинансировать проекты без учета экономических составляющих, без видения перспектив», — считает Феликс Чернявский. И в данном случае речь не идет о сопутствующих выдаче кредита услугах: информационном обеспечении, разработке и экспертизе бизнес-планов… Минимизируя свои риски, банки сегодня сворачивают кредитную политику, констатируют эксперты. Это приводит к дефициту заемных средств, и даже владельцы успешного бизнеса не всегда могут получить кредиты на развитие. Тем более не приходится говорить о реализации новых проектов – в этом случае необходимо предоставить очень убедительные гарантии того, что заемные средства будут возвращены. В то же время не способствуют росту спроса на инвестиционные кредиты со стороны реального сектора экономики такие факторы, как уровень процентных ставок и инфляции, динамика курса рубля. Возникли некоторые сложности с обеспечением банков ликвидностью… Так или иначе, но все идет к тому, что спрос на кредиты будет сужаться, а требования к заемщикам – повышаться. Благо это или беда для экономики? Хочется думать, что более тщательный отбор проектов позволит оставить «за бортом» кредитования сомнительные и бесперспективные начинания. Соответственно, доля конкурентоспособной продукции будет расти, и белорусские производители смогут отвоевать себе достойный «кусок пирога» глобального спроса…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter