Какие нарушения Минторг находит в сельпо

Узкие места сельского прилавка

«Внимательно читайте этикетку!» Сколько раз каждый из нас слышал это предупреждение? Но обманутых покупателей меньше не становится, а магазины не спешат убирать со своих прилавков просроченные товары. Когда в срок годности нужно особенно всматриваться? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспонденты «СБ» присоединились к рейду Министерства торговли по сельпо.



Наш пункт назначения — агрогородок Раков в Воложинском районе. Прогулявшись по торговому залу крупного универсама, проверяющие набрали целую тележку нарушений. Большинство претензий — не оспоришь. Вот средство для удаления накипи. Жирным шрифтом прописан срок годности: до 1 мая 2015–го. Бутылка, как оказалось, еще и изрядно подтекает. В молочном отделе начальник отдела контроля по Минску торговой инспекции Минторга Наталья Василевская демонстрирует полную корзинку сыра и масла. Срок реализации у такого товара измеряется не по дням, а по часам с даты фасовки, и он закончился еще в середине прошлой недели. Но настоящий хит дня со знаком минус — «мороженое нестандартное в ассортименте». Именно так написано на ценнике с числом 3.000 рублей, прикрепленном к картонной коробке с ассорти из мороженого непрезентабельного вида.

Зона риска для покупателя — мясной отдел. Свиная вырезка, сырая колбаса, цыплята. Все они тоже (внимание!) обычно хранятся не более суток. Проблема и с товарами в вакуумной упаковке, дату вскрытия которой честно указывают далеко не все магазины. Но найти просроченный товар можно в любом отделе. Вот вам печенье — срок годности истек 7 мая, рядом леденцы, на которых вообще нет никаких опознавательных знаков. Наталья Василевская объясняет, что часто инспектора находят просроченные горчицу, алкоголь, кофе и даже травяные чаи. Хозяйственные товары? Приглядитесь к этикеткам на красках или антифризе!

Особое место — кафетерий. Именно здесь вдруг можно обнаружить давно просроченный березовый сок или торт с неопределенным сроком годности.

— У вас все время такие пережаренные беляши? И их покупают? — интересуется инспектор, рассматривая явно не первой свежести продукцию. Взвешиваем. Вместо обещанных 80 граммов беляши оказываются то 70, то 74. У пирожков со сгущенкой, тоже просящихся в мусорку, дела куда хуже: не 75 граммов, а 66, 64, 62, 60... Отжили свои пять суток и кремовые пирожные. Пока на кондитерские изделия несут документы, которые почему–то в другом торговом зале, проверяющие настаивают: это обман покупателей!

Кстати, по итогам проверки за просроченный товар ответственность придется понести райпо, остальные нарушения вроде отсутствия бейджиков или наличия рекламы алкоголя на холодильниках на совести магазинов. Лилия Домашиц, и.о. начальника управления торговли Белкоопсоюза, подтверждает: нарушения есть, с ними стараются бороться, но то и дело дает о себе знать человеческий фактор:

— У нас около 10.000 магазинов по всей стране, прибавьте сюда уличную выездную торговлю. Система контроля есть, и она работает. Например, в марте — феврале был месячник по проверке магазинов, когда мы отслеживали все аспекты торговли, не только просроченные товары. А 8 — 9 мая проводили рейды по Минской, Брестской, Могилевской и Витебской областям. И тоже находили нарушения, которые можно обнаружить в любом магазине — от сроков реализации до температурного режима. Но надо понимать: обеспечивать широкий перечень товаров для сельской местности — всегда риск, особенно зимой. К тому же каждый второй сельский магазин — это один продавец, который должен отслеживать сроки годности, в зависимости от которых мы даем право снижать торговые надбавки до 100 процентов...

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 87 (24717). Вторник, 12 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter