Ужин замедленного действия

Медики встречают Новый год в полной боевой готовности.
Медики встречают Новый год в полной боевой готовности. Ведь именно на 1 января, по данным Минской службы скорой помощи, приходится пик вызовов - до 2.000 (!) звонков в сутки. К традиционным для этого дня бедам - бытовому травматизму, переохлаждениям, ожогам - добавляются и чисто гастрономические хвори: любой врач токсикологического или реанимационного отделения укажет на прямую связь между праздничными датами и пищевыми отравлениями. И часто мы сами виноваты в том, что "праздник желудка" выходит боком, превращаясь в настоящее испытание для организма.

Первая западня подстерегает потребителя у торговых витрин. Достаточно сказать, что 2 процента продуктов, попавших в поле зрения сотрудников Республиканского центра гигиены и эпидемиологии в уходящем году, были перегружены бактериями, почти 3 процента - всякого рода химическими веществами. К тому же перед торжествами, когда растет спрос на продукты питания, увеличивается и риск приобрести залежавшуюся продукцию. Поэтому зоной повышенного внимания должны стать мелкие торговые точки и рынки в целом, а в частности - строка "срок годности" на этикетке, обязательная сегодня, как заверяют специалисты Белорусского государственного института стандартизации и сертификации, практически для всех продуктов, от молочных - до приправ и бутилированной воды. Для скоропортящихся продуктов этот срок должен быть указан с точностью до дня, затем товар изымается из торговли. Исключение делается лишь для конфиската, и то если он прошел испытания в аккредитованной лаборатории и реализуется в специальных магазинах с разрешения исполкома. К счастью, жертвами просроченных продуктов белорусы становятся гораздо реже, чем, например, жители Чувашии, где прошлый Новый год 58 человек встречали в больнице, отравившись магазинными тортами. У нас в подавляющем большинстве случаев "праздничные" недомогания предопределяются не на стадии выбора продуктов к столу, а когда трапеза уже началась.

Новогодний ужин - это марафон, длящийся часто не один день. А ведь даже за несколько часов, с точки зрения диетологии, блюдо может превратиться в самый настоящий яд. Правила общественного питания запрещают поварам хранить на холоде жареное мясо более двух дней, рубленую сельдь - более суток, заправленные салаты - более часа. В домашних условиях эти временные рамки становятся, конечно, более растяжимыми, но все же не настолько, чтобы готовить салаты тазами впрок. Знаете ли вы, что знаменитому салату "Оливье" диетологи отмеряют жизнь лишь в 2,5 часа? Что мясное ассорти гарантированно безопасно 2 часа, винегрет - 5, а рыбные деликатесы не стоит держать на столе дольше часа? "Застоявшиеся" блюда мало того, что превращаются из лакомства в фактор риска, так еще и теряют все свои вкусовые качества. Самый авторитетный, судя по рейтингам книжных продаж, кулинар Вильям Похлебкин, допустим, считал абсолютным варварством не только варить картошку для салата за сутки, но даже разогреть второй раз суп.

Третья опасность праздничного стола - не в том, что ешь, а в каких количествах. Столы ломятся от жирной пищи, копченостей, солений, сладкого, спиртного, хотя большинство населения, особенно среднего и пожилого возраста, уже имеет проблемы со здоровьем. Неудивительно, что в первые дни нового года "скорую" буквально осаждают люди, нарушившие в виде исключения диету. Новогодний гусь, жареная курица или торт с масляной прослойкой могут вызвать обострение холецистита, панкреатита, желчно-каменной болезни. Острые блюда грузинской или корейской кухни чреваты рецидивом язвенной болезни. Увы, даже один-единственный стакан безалкогольного газированного напитка часто приводит к ухудшению состояния у страдающих каким-либо заболеванием желудочно-кишечного тракта. Почти для каждой категории населения у диетологии есть на случай обильных застолий свои рекомендации. Так, помимо прочего, гипертоникам не советуют налегать на домашние соленья (избыток соли способен спровоцировать гипертонический криз), холерикам - на мясные деликатесы. И уж никому из нас не рекомендуют совмещать несовместимое: молоко и курицу, лук и мяту, уксус и рис. Практичный едок никогда не станет пить молочный коктейль с ягодами, есть рыбу в кляре, запивать виноград водой - все это в комбинации отравляет организм, вызывая острые катары. Особенно опасна за праздничным столом дыня, которая не сочетается ни с какими продуктами. По две ложки разных, желательно овощных, салатов, порция горячего, кусочек торта - таким должен быть по науке наш новогодний рацион, да еще между каждой переменой блюд придется выждать как минимум 3 часа, чтобы пища успела перевариться. Ну разве это похоже на наши традиционные пиры?

Интересно, что именно такими, более чем умеренными, и были застолья под Новый год у наших предков. При Петре I, который и ввел этот праздник, упор делался не на ужин, а на бал с прохладительными напитками. Почти до середины XIX века новогоднего меню в Российской империи не существовало: молочные поросята с гречневой кашей и гуси с яблоками перекочевали в него со стола рождественского. Даже знать могла встречать рождение Нового года солеными огурцами и салатом из редьки. Потом, конечно, в моду вошли деликатесы в виде телячьего фрикасе, анчоусов, рябчиков, омаров, но все равно засиживаться за столом было не принято. Есть мнение, что страсть к чревоугодию под Новый год проснулась уже после Октябрьской революции: в коммунальных квартирах шумные танцы исключались, поэтому время проводили за угощением, правда, достаточно скудным. Как писал Корней Чуковский, 1920 год население встречало гречневой кашей, через 20 лет - водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. Так что с большей долей уверенности можно предполагать, что животом тогда мучились после праздников гораздо реже, чем в наши дни.

Быть может, в этом году нам удастся найти здесь золотую середину. Стоит ли в прямом смысле собственными руками создавать себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать с помощью всех достижений современной медицины?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter