Ужасные прелести зубастой челюсти

Несмотря на откушенные пальцы, дрессировщики доводят номер до конца

Дрессировщик Антонио Коцка за свою жизнь воспитал 300 рептилий, и ни одна не пыталась откусить ему голову

Известные на весь мир укротители крокодилов из Германии Антонио и Алисия Коцка приехали в Минск. До конца сентября семейный дуэт «Каракава» демонстрирует в цирке шапито мастерство гипноза. Крокодилов дрессировщики вводят в транс, а сами выполняют смертельно опасные трюки.

Антонио встретил меня возле своего фургончика. Мы зашли внутрь, дрессировщик легонько подтолкнул дверь, и я обомлела: у входа лежали пять здоровенных крокодилов и глазели на добычу, которая пришла к ним сама. А я-то думала, что мы идем знакомиться с женой укротителя Алисией. Вот так-то, первым делом – крокодилы. В присутствии хозяина рептилии вели себя на удивление спокойно.

…Алисия к моему приходу приготовила фотографии из семейного архива. На снимках разных лет обязательно присутствуют крокодилы или змеи. Коцка показывает мне газету сороковых годов. На снимках — мама и папа с крокодилами и двухлетний Антонио со своей первой рептилией. Дрессировщик работает с крокодилами семьдесят лет.

Семья Антонио цирковая. Он шестой в роду дрессировщиков. Правда, много поколений династия укрощала львов. Изменить давнюю традицию помог случай. дело было в начале 1930-х годов. Как-то в Лондоне встретились двое знаменитых дрессировщиков – дед Антонио Коцка и укротитель из Индии. У одного были львы, у другого – крокодилы. Не долго думая, они обменялись питомцами. Насовсем. Так семья Коцка стала дрессировать крокодилов. Труппу именовали по названию той горы, где жил индийский укротитель, – «Каракава».

Интересна и история знакомства нынешних супругов. Тридцать лет назад Алисия приехала из Германии устраиваться на работу в необычный итальянский балет: танцевать нужно было в бассейне с акулами. Девушке обещали, что хищников чем-то подкармливают, чтобы они не кидались на людей, но было страшновато. Семья Коцка как раз приехала с выступлениями в тот же цирк. Алисию заметил отец Антонио. Он бросил невзначай девушке: «От акулы ты не уплывешь, а вот от крокодила, скорее всего, убежишь. Давай работать с нами».

 — Когда родители узнали, где и с кем собираюсь работать, сказали, что я сошла с ума. А мне нравился адреналин! — признается Алисия. — Я заверила родителей, что примкну к труппе хотя бы на год, а если дело не пойдет – вернусь домой. Так я осталась в цирке на тридцать лет.

Родители такое решение восприняли не сразу: девушка воспитывалась в интеллигентной писательской семье, а тут… крокодилы. Между тем в семье Коцка выступали на арене и мужчины, и женщины. Мама Антонио танцевала со змеями. Этим искусством предстояло овладеть и Алисии. 

 — Если к крокодилам я привыкла относительно быстро и воспринимала их просто как больших собак, то со змеями пришлось туго: влажные, скользкие, противные… — вспоминает укротительница. — Первый год я плохо спала. В вагончике, в котором мы жили, прямо под моей кроватью держали 300 белых крыс. Мы ехали на гастроли в Ливию, а грызуны предназначались на корм змеям.

За всю карьеру у Антонио было 300 крокодилов. Сам он утверждает, что у каждого был свой неповторимый характер, как и у любого человека, к каждому нужно было найти подход. 

— Никаких кличек у крокодилов нет – они опознают хозяина по запаху. Хотя любой человек для рептилий, по большому счету, просто кусок мяса. И если лошадь топнет копытом, чтобы показать свой гнев, то крокодил предупреждать не станет. Так что если уж решит он, что на него хотят напасть, – разорвет сразу, зови ты его по имени или не зови. Чтобы крокодилы признали тебя, с ними надо жить вместе, как мы, — объясняет Антонио.

Противостоять крокодилу тяжело – они вымахивают до внушительных размеров и весят по 120 килограммов, а то и больше. Был у дрессировщиков аллигатор весом в 300 килограммов. С таким здоровяком было тяжело выступать, и его отдали в зоопарк.

В семье Коцка принято так: сначала хозяева кормят всех питомцев, а потом едят сами. Крокодилы обедают всего лишь раз в неделю. Перед выступлениями от еды отказываются – нервничают, как и любой артист перед выходом на сцену. Раз в месяц укротители кормят змей – у них медленно идет процесс пищеварения. Но поди накорми питона длиной в несколько метров. Дома у Коцка есть еще собаки, кошка и попугай. Все мирно уживаются.

Пока мы беседуем, у Алисии звонит телефон.

— Дома оставили еще одну змею и крокодила – сын спрашивал, когда их нужно кормить, — улыбается Алисия. – Наши дети без труда управляются с хищниками, но пока не спешат идти по отцовским стопам.

Старшему, Стефану, уже 26 лет. Когда Алисия ждала своего первого сына, выступления не прекращала — на седьмом месяце беременности смело ходила по цирковой арене и совала руку в крокодилью пасть. Такой же график выступлений был и перед рождением Кристофа – а сыновья все-таки любовь к рептилиям не впитали. Стефан занимается благотворительностью. Матери он говорит, что не станет укрощать крокодилов, пока на улицах много бездомных.

Год назад на Алисию напал крокодил. Посетители, которые фотографировались с ним, разозлили рептилию, а дрессировщица взяла ее на руки. Хищник цапнул женщину за руку. Итог: одиннадцать швов и долгое восстановление. Два пальца до сих пор не шевелятся. Но Алисия считает, что ей еще повезло. Ее свекру тоже случилось попасть в похожую передрягу. Он выступал до 84 лет, за всю его цирковую карьеру на него ни разу не нападал крокодил. И вот на прощальном выступлении рептилия занервничала и откусила Коцке два пальца.

— Может быть, крокодил чувствовал, что дрессировщик собирается с ним проститься, — вспоминает Алисия. — Но Коцка был мужественным человеком. Он отнес откушенные пальцы помощнику и довел выступление до конца. А после шоу просто сел в такси и поехал в больницу пришивать пальцы.

На Антонио много раз нападали и крокодилы, и змеи. Как-то раз он склонился над террариумом, чтобы посмотреть, съела ли змея свой обед. Неожиданно она схватила укротителя за лицо. Помощник, вместо того чтобы помочь, потерял сознание. Коцке пришлось освобождаться из змеиной пасти самостоятельно.

— Не забуду случай на Филиппинах. Укротитель опустил в пасть крокодила голову, и тут капелька пота упала с его лица на язык хищника. Челюсть тут же захлопнулась. Несколько человек пытались освободить бедолагу. Он выжил, но остался полуслепым, глухим и обезображенным, — рассказывает укротительница. — В работе с крокодилами важна каждая мелочь: с прически ни один волос не должен упасть в пасть. Мы даже костюмы не меняем много лет. Если я сегодня выхожу в синем костюме, а через неделю в красном, животные будут нервничать.

В работе укротителей на фоне постоянного риска случаются и курьезы. Как-то предстояло чете Коцка лететь с выступлениями в Новую Зеландию. В самолете было триста пассажиров, и они даже не догадывались, что вместе с ними на борту летят земноводные хищники.

— По телевизору показывали как раз фильм об аллигаторах. Только он закончился, как капитан попросил дрессировщиков пройти к своим крокодилам. Пассажиры только посмеялись, думали, что капитан шутит по поводу фильма, но когда мы с Антонио поднялись со своих сидений, то началась паника, — смеется Алисия. – За время долгого полета крокодилы устали и пытались выбраться из клеток.

Бесстрашию укротителей можно только позавидовать. Хотя у них совсем другие фобии. Алисия, например, боится высоты, и вымыть окна на четвертом этаже для нее большое испытание. Зато опустить в крокодилью пасть голову – дело привычное. Каждому свое…

На снимке: Алисия и Антонио КОЦКА.

Фото: Анна ТОЛКАЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter