Увидеть, потрогать и… взлететь

4 июля в Боровой пройдет авиационно-спортивный праздник

4 июля на летном поле Центрального аэроклуба ДОСААФ в поселке Боровая пройдет авиационно-спортивный праздник, посвященный 65-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

В его программе немало впечатляющих зрелищ. Выступления сильнейших спортсменов ДОСААФа по авиационным видам (пилотаж на самолетах и вертолетах, индивидуальные и групповые прыжки парашютистов). Показательный пилотаж летчиков ВВС и войск ПВО. Демонстрация спортивной техники, наград представителей технических дисциплин, а также обзорные полеты на самолетах и вертолетах. Но, без сомнения, настоящей изюминкой праздника станет открытие первого в нашей стране музея авиационной техники под открытым небом. В том, что именно авиационные раритеты будут в центре внимания, воочию убедились журналисты, приглашенные в Боровую в конце июня на встречу с его создателями и руководством ДОСААФа.

— Сегодня в экспозиции музея уже 25 единиц летательных аппаратов, из них 21 самолет и 4 вертолета, – рассказывает начальник Центрального аэроклуба Николай Мочанский. – Авиационная техника самых различных видов и классов. Нам удалось собрать практически все семейство советских МиГов, в их числе и МиГ-15, который испытывал первый в мире космонавт Юрий Гагарин. Есть в экспозиции и Як-18, на нем он учился летать. В ней также собраны уникальные крылатые экспонаты, на которых перевозили Знамя Победы, летали Иосиф Сталин и Хошимин. У каждого самолета своя история и судьба. Подчас трагическая, ведь многие из них фактически были в ужасном состоянии, восстанавливались из груды металла, в которую превратились с течением времени. Так, Як-25 был обнаружен в лесу около аэродрома Барановичей в разобранном виде. А в добитом МиГе-19 жили бомжи. Технику находили в бывших военных городках, на полигонах, в городских парках и пионерских лагерях, в лесах. Недавно было получено разрешение на подъем самолета из болота в Витебской области. Какой именно это тип, пока неизвестно, но не исключено, что он принадлежит фронтовой авиации. Реставрация каждого самолета в среднем занимала около 3 лет.

— Нам пришлось пройти много разнообразных преград и препон, чтобы первый на территории Беларуси и второй в СНГ после подмосковного Монина музей состоялся, — отметил глава ДОСААФа генерал-майор Анатолий Степук. — Начинали в 1999 году с четырех экспонатов, к концу текущего года их уже будет тридцать. Это немного, ведь ровно такое количество в Беларуси в минувшие десятилетия было авиационных полков и аэродромов. Но в отличие от музея в России, в Боровой посетителям можно будет не только посмотреть, но и войти в авиационные экспонаты, посидеть в них, надеть высотно-компенсирующий комбинезон и кислородную маску, т.е. полностью ощутить себя пилотом. Как выразился один из создателей музея, вначале самолеты можно будет увидеть, потом посидеть и потрогать, а затем и взлететь! Приобщение к нашей общей авиационной летописи и есть главная цель создания этого уникального музея. Участие в нем приняли многие сотрудники ДОСААФа, а с нынешнего года поддержку стали оказывать и на государственном уровне. В частности, очень многое сделали работники 407-го авиационного завода и специалисты ВВС и ПВО Беларуси. А при Государственном секретариате Совета Безопасности страны был создан оргкомитет.

На снимке: Николай МОЧАНСКИЙ отвечает на вопросы журналистов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter