Увидеть Париж и улететь

Афганцы избавились в воздухе от паспортов и попросили убежища в английском Гатвике. Плакали бы белорусские фунты, если бы не…

Афганцы избавились в воздухе от паспортов и попросили убежища в английском Гатвике. Плакали бы белорусские фунты, если бы не…

Десять утра. Рынок «Ждановичи» во всей пестроте своего интернационального убранства: вьетнамский квартал, азербайджанский фруктовый привоз, кавказские кожи… Первая опергруппа два часа назад уже задержала семерых нелегалов из России, Украины и Молдовы. Мы «наступаем» вторым эшелоном – трое инспекторов и репортер «Р». «Управление по гражданству и миграции, предъявите документы!» — начинает рейд-проверку инспектор Светлана Рудишкина.

— Э-э-э, милая, шистая за это утро правиряишь, — ухмыляется Георгий Гангадзе и протягивает вид на жительство.

– Здесь порядок. А разрешение на торговлю?

— А кто таргуит, кто таргуит?! К таварищу я пришёл. Закон нэ запрэщаит, правила знаю, нэ бойса.

Не боимся и идем дальше. У вьетнамцев все чисто: их национальные паспорта на руках, регистрация не просрочена. Секундочку… Хонг Ван Тачь, 23 года, индустриально-педагогический колледж. Почему не на занятиях? Расширившиеся от страха узкие глаза и причитания мамы на ломаном русском. Марш на лекции! Еще раз попадетесь – штраф, а там и до депортации недолго.

В этот день свои документы нам охотно показывали Сахи Парвиз Гулан, Гамшар Гусейнов, Маджади Назир Ахмад, Хазиз Ахмад Абдулла Хан и еще пятьдесят выходцев из регионов весьма и весьма отдаленных. Предупреждения, несколько протоколов, в целом – чисто.

— Для них Минск все равно что Париж, символ цивилизованной красивой жизни. После нищеты и безденежья Юго-Восточной Азии, некоторых государств СНГ мигранты ищут здесь спокойствия и стабильного заработка. В неделю в столицу приезжает сто человек, в год – пять-шесть тысяч, — объясняет Александр Щербач, заместитель начальника управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома. — Одни пытаются остаться на постоянной основе: создают семьи, получают вид на жительство, а затем, если повезет, и гражданство. Остальные оформляют временное пребывание: 45, 90 суток, год или трех-, четырехдневное спецразрешение на сезонную торговлю. По последним данным, в столице легально проживает двадцать четыре тысячи иностранцев.

Останавливаются у родственников, в гостиницах или на съемных квартирах. Работу ищут на многочисленных вещевых и продовольственных рынках. Реже – в ресторанах с национальной кухней или совместных иностранных предприятиях. Законодательство знают назубок. Документы подделывать боятся – после трех штрафов автоматически заводится уголовное дело. Чревато.

— Наиболее частые претензии – нарушение правил пребывания или регистрации. Например, приехал учиться, а сам днями простаивает за прилавком на рынке. Торгуют без спецразрешения, игнорируют оговоренные сроки пребывания… За десять месяцев — почти пять тысяч протоколов, 56 уголовных дел и 229 депортированных. В «черном списке» невъездных – 29 тысяч человек, — листает документацию Лариса Грек, начальник отдела миграции управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома. – Отдельный разговор – транзитные нелегалы. Для них Беларусь лишь удобная перевалочная база, плацдарм для броска на Запад.

За последнее десятилетие в этом криминальном бизнесе изменилось немногое: разве что численность групп, проводники и маршруты. В это верится с трудом, но еще в середине 90-х на гродненском участке пограничники задерживали группы по тридцать—сто индусов. Каждая. Инспектора ГАИ не раз и не два останавливали на трассе фуры, в прямом смысле слова груженные китайцами… Сейчас в среднестатистической мигрант-группе от 5 до 15 человек. В Россию прибывают по туристическим визам либо на учебу. В Беларусь едут уже без документов и здесь основательно готовятся к переброске.

— Вьетнамцы, афганцы, пакистанцы, шриланкийцы, египтяне, нигерийцы и жители Коморских островов – схемы у всех одинаковы. Отсиживаются в основном на северо-востоке страны, а также в дачных поселках вблизи Минска. На улице не показываются, ждут, пока проводник согласует маршрут, договорится с перевозчиком и уладит все тонкости с коллегами по ту сторону границы, — объясняет «Р» Василий Зорин, начальник отдела правового обеспечения и дознания главного управления оперативной деятельности Госкомпогранвойск. – Дальше – потайной отсек микроавтобуса и «окно» на границе.

Вариантов не так уж и много. Если Европа — значит, Польша, Германия, Чехия и Венгрия (в последнее время список пополнился странами Скандинавии). Из ближайших соседок – Украина и Литва: здесь у самой границы открыты два лагеря беженцев. Достаточно миновать пограничный кордон и сдаться властям. За эскорт белорусскому проводнику заплатят 50—100 долларов, за переправку – вчетверо больше. Но получают гонорар единицы.

— Оперативная информация поступает по трем «силовым» каналам: КГБ, МВД и Госкомпогранвойск. Гостей «ведут» до самых до окраин и задерживают в последний момент, когда отпираться уже бессмысленно, — говорит Василий Зорин. – На выходцев из южных широт составят протокол и депортируют с миром. А вот проводников (как правило, белорусов, россиян, литовцев и поляков) ожидают следствие и уголовная ответственность. Не уйти от наказания и пособникам.

Но так было не всегда. Десятилетие назад, когда нашу границу буквально атаковали группы нелегалов из Азии, в Уголовном кодексе республики еще действовали старые, советских времен, статьи. Белорус ты, нигериец или гражданин Малайзии – разницы нет: пересек границу – получил срок. Понятное дело, проку стране от таких сидельцев никакого – сплошные убытки. Поэтому в 1999 году статью подкорректировали: нелегалу – штраф и попутного ветра на родину, организаторам нелегального канала переправки – нары. Число групп, желающих проверить бдительность белорусских пограничников, с тех пор сократилось вдвое: с 70 до 35 в год.

Все равно они рискуют и идут, из сезона в сезон испытывая изменчивую приграничную фортуну. Не страшит ни штраф, ни ужесточение въездного режима в развитых европейских странах. Иммиграционная служба Великобритании, например, не миндальничает с беженцами и авиакомпаниями, которые их доставляют. Устанавливает личность и выдворяет из страны за счет перевозчика. Так, отечественная «Белавиа» чудом избежала штрафа в 25 тысяч фунтов стерлингов. Четырнадцать афганцев избавились в воздухе от паспортов и сразу после посадки попросили убежища в английском аэропорту Гатвик. Плакали бы белорусские фунты, если бы не догадливость экипажа: пришлось, правда, потратиться на удлиненные резиновые перчатки и пожертвовать своей брезгливостью.

КСТАТИ. С начала года подразделения по гражданству и миграции МВД вместе с Госкомпогранвойск задержали и депортировали более 60 групп нелегальных мигрантов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter