Увидеть Беларусь сквозь призму китайского искусства: белорусские пейзажи китайских художников в галерее «Университет культуры»

Интересно увидеть себя глазами другого. Воспитанного другой культурой, со своим особенным взглядом на тебя.


Два одаренных китайских художника, чьи работы выставлены сейчас в художественной галерее «Университет культуры», приехали в Беларусь для защиты магистерских диссертаций. Зрелые люди, они писали свои искусствоведческие трактаты и параллельно изучали страну. Лю Пэн — с фотоаппаратом, Лю Литао — с акварельной кистью в руке.

И вот итоги этих штудий — четыре музейных зала, заполненных искусством.


Лю Литао — известный в Китае мастер лаковой живописи — привез и показал четыре копии своих работ, в чем-то удивительно похожих на знакомые нам с детства белорусские маляванки. Тарелка с громадными ягодами, похожими на малину, невероятная, гиперреалистическая, волшебно-сказочная пекинская капуста, веселые воробьи на проводах… И все это создано из крашеного лака, яичной скорлупы, сусального золота, серебряной и алюминиевой фольги, дерева, полотна, медных монет. Тысячелетняя традиция и кропотливый труд

— Технология изготовления лаковых работ состоит из множества операций, — объясняет художник. — Инкрустация, наложение, окраска, многократная полировка… Создание одной работы занимает от нескольких месяцев до нескольких лет.

Остальные работы Лю Литао — это порядка 30 акварелей, созданных в Беларуси и изображающих Беларусь.

Вот серия из 17 акварелей под общим названием «Цветочные впечатления». Петунии, боярышник, пионы, сирень, лилейник, розы — я бы сравнила это цветочное буйство с 24 прелюдиями Шопена.

Смотришь и вдруг понимаешь, что это не просто цветы, а наше белорусское любование цветами. Китайский художник представил его нам как в волшебном зеркале, наполнив его еще и своими китайскими смыслами. На каждом цветке или возле цветка порхает стрекоза — воплощение души мифического дракона и китайский символ счастья. А красная стрекоза — еще и символ тоски по родине.

На некоторых акварелях Лю Литао цветы удивительным образом сочетаются с архитектурными объектами, дорогими сердцу любого белоруса. Вдруг оказывается, что «Ворота Минска» — это прозрачный, легкий фон для красных маков, а Свято-Духов кафедральный собор — для соцветий ириса.

Несвиж для художника — это вовсе не замок, как для нас с вами, а лодка на пруду.

Зато Витебск он видит привычно и традиционно.


И, конечно же, изумительный цикл акварелей «По дороге в Витебск». Восемь придорожных пейзажей, которые никто и никогда не рисует, настолько они кажутся обыкновенными. И нужен был взгляд китайского художника, чтобы увидеть вот эти августовские зелено-желтые поля, и деревни, и рощи, и шоссе вместе с разметкой и ограждениями, и хмурое, необычайное белорусское небо с улыбчивыми облаками. На одном из пейзажей облако похоже на крокодила.

Глядя на это, понимаешь, почему Наполеон Орда когда-то живописал Беларусь акварелью. И цель была та же — запечатлеть, рассказать об увиденном, которое в итоге оказалось красотой.

От акварелей Лю Литао легко переходишь к фотографиям Лю Пэна. Известный кинорежиссер, он выбрал своим девизом афоризм австралийского фотографа Питера Адамс-Шона: «Выдающиеся фотографии — это глубина чувств, а не глубина резкости».


Его «Страна грез» или «Белорусская мечта» — это фотопоэма о Беларуси, складывающаяся из многих и разных кадров.

Серия «Города» — это прежде всего парки и сады, но также и железная дорога, и голуби, и белорусская старина.

— Белорусские города очень современные, с хорошо развитой сетью транспортного сообщения, — говорит Лю Пэн, — но в то же время здесь можно увидеть прекрасные зеленые парки и памятники архитектуры, сохраняющие историческое и культурное наследие. Все это свидетельствует о том, что белорусы бережно относятся к природе, ценят историю и цивилизацию.


Серия «Беларусь» — это прежде всего люди, их отношения с городом и друг с другом. Взгляд китайского фотографа выхватывает самые трогательные моменты, мгновения нежности и любви.

Особым трепетом наполнены кадры из серии «Птицы в небе», ведь и для китайцев, и для белорусов птица — это символ счастья и добра.

«Мирное небо» — это впечатления от поездки в Брестскую крепость и на «Линию Сталина», это попытки постичь, что такое для белорусов мир, а что такое война. Не зная языка, сделать это не так просто. Но взгляд фотографа обращается на лица людей, и понимание приходит через эмоцию.


«Пейзажи» — это бескрайние пшеничные поля и пять фотографий, посвященных белорусскому лесу.

— В хаотическом лесном пейзаже я искал красоту порядка через точки, линии и плоскости, — говорит Лю Пэн.

И, наконец, «Мечты» — это небо. Удивительное, красочное небо Беларуси. Яркие цвета и сильные чувства, какие нечасто увидишь на фото.

— Наши эмоции, мысли и впечатления наполняют наши души силой и меняют наше мировоззрение, — говорит Лю Пэн. — Жизнь в Беларуси и учеба в Белорусском государственном университете культуры и искусств навсегда останутся в моей памяти. Это выставка — знак моей огромной благодарности Беларуси, которая стала моим вторым домом.




juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter