Календарь и традиции

Утро года

Календарь и традиции

17 марта — начало третьей седмицы Великого поста.


На предстоящей неделе по народному календарю нас ожидают несколько небольших и скромных традиционных «прысвяткаў». 17 марта — Герасим–«грачевник», о котором говорили, что он «грачей пригнал». 18 марта — день святого Конона, защищавшего малых деток от оспы, что особенно было важно для девочек: тронутое оспинками лицо могло испортить им всю жизнь. 20 марта заступал на свой пост Василий–«капельник»: дружная капель в его день — признак хороших видов на будущий урожай льна.


Весна — утро года. Она уже настоящая, полноправная, перешла в активное наступление. 20 марта — день весеннего равноденствия, официально утвержден ЮНЕСКО как День Земли. Остались позади ранние, чуть ли не с полудня «прыцемкi». Световой день равен ночи и теперь станет прибывать на радость людям и всей природе вплоть до 21 июня — момента летнего солнцестояния. В Беларуси день весеннего равноденствия называли — «саракi». «Сороки» отмечаются у многих народов Европы: македонцев, сербов, хорватов, черногорцев... Смысл в том, что к этому времени возвращаются из теплых краев «сорак выраяў птушак», что окончательно утверждает весну. До сих пор у нас живут пословицы: «На «саракi» прыляцелi з–за мора птакi», «На «саракi» дрэвы адпушчаюцца», «На «саракi» мужык пытаецца, цi далёка да ракi», «З «саракi» ў поле саху павалаклi». В этот день маленькие «хлапчукi» должны были до восхода солнца, не умываясь, с закрытыми глазами собрать во дворе ровно 40 маленьких щепочек, высыпать их под печку или перебросить через крышу дома, что довольно трудно для ребенка. Девушки и девочки отрывали утром 40 веревочек, что должно было помочь весне разорвать оставшиеся с зимы путы. Взрослые парни разламывали 40 небольших дощечек — тоже своеобразная помощь весне, устранение преград на ее пути, стремление не допустить возврата зимы.


Существовала очень красивая традиция — к дню весеннего равноденствия выпекать небольшие, посыпанные маком сладкие булочки в виде птичек — часто их называли «жаўрукамi». Эти булочки малышня подбрасывала вверх с криками: «Жавароначкi, прыляцiце, вясну красную прынясiце!» Вообще, разную выпечку старались поднять повыше как знак будущих высоких хлебов, что тоже характерно для народов Европы.


В некоторых регионах существовал обычай каждому члену семьи съесть по 40 клецок, галушек или маленьких постных оладушек. Во время экспедиций женщины рассказывали мне, что каждый день выпекают крохотные оладьи на один укус, мотивируя тем, что «да магазiна за ўсякiм пячэннем не налятаешся кожны дзень, i грошай мех тады патрэбны». Такое обилие мучной еды во время поста тоже имело особое значение — это была своего рода компенсация за длительное отсутствие привычной пищи. Кстати, в советские времена выпекались и продавались булочки в форме птичек с глазками–изюминками.


В этот период наблюдали и за погодой. Если от «грамнiц» до «саракоў» не было сильных дождей и не «псавалася» дорога, предстоящее лето обещало быть жарким и без большого количества осадков. Пусть даже совсем незначительный, но все же снежок давал знак, что белые мухи вполне могут полетать и на Благовещение.


Дни равноденствия всегда особые, поэтому считалось, что дела, начатые в такое время, непременно окажутся успешными.


Советская Белоруссия №48 (24431). Пятница, 14 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter