Утопим кризис в молоке

Василий Хрол: Давно назрела необходимость создать единый продовольственный рынок России и Беларуси

Накануне совместной коллегии   аграрных ведомств Беларуси и Российской Федерации, которая прошла в Минске под занавес минувшего года, на одном из центральных российских телеканалов довелось посмотреть не мыльную, а скорее «молочную оперу».

Жители крупных российских городов повсеместно сетовали телерепортерам, что пакеты с красочной надписью «Молоко» содержат не натуральный продукт, а молочный напиток из порошка. Молочный напиток был или произведен в России, или импортирован из третьих стран, но отнюдь не из Беларуси. Понятно, что содержимое пакетов, именуемое молоком, не тот полезный продукт, который они хотели бы давать своим детям. А вот за молоком белорусских  предприятий в тех же московских гастрономах традиционно выстраивается очередь. Вкусовые качества натуральной молочной продукции из Беларуси давно оценили многие российские потребители. Согласно новым российским техническим регламентам молоко, в состав которого входит концентрат-порошок, должно маркироваться как «молочный напиток». Однако его производители называть вещи своими именами не торопятся. Оно и понятно: кто заведомо поставит на рынке собственную продукцию в невыгодные условия?

Данный пример далеко не единичный, а свидетельство очевидного дефицита натурального молока на рынке соседнего государства. Не случайно министр сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Гордеев на совместной коллегии предложил разработать единую аграрную политику Союзного государства. Скоординированное производство продукции животноводства будет одной из составных частей такой политики. Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец отмечает, что наша страна вышла на третье место в мире по производству молока на душу населения, один из ведущих мировых экспортеров молочной продукции. Более 60 процентов ее предприятия Минсельхозпрода отправляют российским потребителям, 26 процентов производимых в Беларуси мясопродуктов также поступает на этот рынок. Таким образом, белорусы ежегодно потребляют около 3 миллионов тонн молока, еще 3,8 миллиона тонн цельного продукта идет на экспорт. Согласно государственной программе, чтобы увеличить объемы производства молока до 8—10 миллионов тонн, в нынешнем году в Беларуси построят еще 118 молочно-товарных ферм. Целесообразность такого шага очевидна: молочные продукты были и останутся самыми востребованными на любом продовольственном рынке. По нормам Всемирной организации здравоохранения ежегодно человек должен потреблять 350 килограммов таких продуктов.

Мощным катализатором развития производства и экспорта  белорусского продовольствия является прямая торговля со многими регионами России. Основные потребители нашей молочной продукции – Санкт-Петербург и Москва, Московская, Нижегородская, Смоленская и Брянская области. Так, в первом полугодии 2008 года экспорт молочной продукции из Беларуси в российские регионы превысил сумму в 520 миллионов долларов. Поставки мясной продукции возросли в два раза – 187 млн. долларов.

Всего предприятия Минсельхозпрода Беларуси экспортировали в Российскую Федерацию сельхозпродукции более чем на 1,2 млрд. долларов. Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец, оценивая прогнозные балансы спроса и предложения Союзного государства в 2008 году, считает, что стоимость белорусского сельскохозяйственного экспорта в Россию будет равна около 1,4 млрд. долларов, что выше показателя 2007 года на 36 процентов. Конечно, показатели могли быть и выше. Так, в среднем белорусское продовольствие на российском рынке составляет не более 7 процентов от общего импорта.

 Однако 2008 год был подвержен и политической конъюнктуре — Российская Федерация ввела ограничения на поставку сухого молока из Беларуси, мотивировав это отрицательным влиянием экспорта на внутренние закупочные цены. Минувшей осенью Россельхознадзор якобы из-за «системных недостатков ветеринарного контроля» предъявил претензии ряду белорусских предприятий — экспортеров мясомолочной продукции. Хотя известно, что в Беларуси предъявляются более жесткие требования к качеству и переработке мясомолочного сырья, нежели в России. Экспорт в Российскую Федерацию обеспечивают 122 отраслевых белорусских предприятия, и только на 7 из них российская сторона обнаружила недостатки. Безусловно, они были устранены в самые сжатые сроки.

Впрочем, министр сельского хозяйства Российской Федерации Алексей Гордеев во время подведения итогов совместной коллегии высказал намерение развивать у себя в стране импортозамещающие производства сельскохозяйственных товаров. В нынешнем году будут сокращены неоправданно дорогие закупки отдельных видов сельхозпродукции в дальнем зарубежье, а в качестве альтернативы предпочтение будет отдано белорусскому продовольствию. Как заметил российский министр, «оно естественно, выше качеством и соответствует нашим технологическим, санитарным и гигиеническим требованиям». Чтобы избежать в 2009 году каких-либо недоразумений, аграрные ведомства намерены учредить единую ветеринарную службу, а также перенести ветеринарный и фитосанитарный контроль на внешние границы Союзного государства. Вот тогда скоординированная аграрная политика может стать примером для других интеграционных сфер Беларуси и России.

Оценивая итоги совместного сотрудничества сельхозпроизводителей,  заместитель государственного секретаря Союзного государства Василий Хрол подчеркнул, что давно назрела необходимость создать единый продовольственный рынок. Именно наши товаропроизводители – российские и белорусские – должны быть хозяевами на этой территории и совместными усилиями защищать ее от недобросовестной конкуренции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter