Отношения между чиновниками и предпринимателями перешли в формат диалога

Уступить, чтобы закрепиться

Главная мечта бизнеса, чтобы государство перестало рассматривать его как конкурента, давно уже сбылась. По крайней мере, отчасти. Отношения между чиновниками и предпринимателями еще несколько лет назад перешли из плоскости периодических конфронтаций в формат диалога, и большинство законодательных актов, которые так или иначе касаются работы предприятий, принимаются после долгих взаимных обсуждений. Исключением из этого правила стали, пожалуй, лишь декабрьские «сюрпризы» Правительства. Ситуация на валютном рынке развивалась в негативном ключе столь стремительно, что Совмину и Нацбанку было просто не до дискуссий. Теперь большая часть из тех мер, которые в предпринимательских союзах восприняли как непопулярные, либо уже отменены, либо смягчены. Как пообещали в Мин-экономики, буквально в течение марта будут приняты решения, благодаря которым отдельные законодательные акты, подвергшиеся критике в деловой среде, будут отменены. 



На встрече министра экономики Владимира Зиновского с представителями бизнес-союза имени профессора М. Кунявского была озвучена новость: уже до конца месяца канут в Лету нормы постановления № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка», появление которого в конце прошлого года бизнес воспринял крайне негативно: документ ввел фактический запрет на повышение цен. Впрочем, следует сказать, что закрученные гайки в этом вопросе отпускали постепенно. С середины января импортерам разрешили повышать цены на величину изменения курса доллара, а в феврале белорусским производителям позволили изменять цену товаров на величину изменения цен сырья и материалов, поступивших после 18 декабря 2014 года. Теперь, как признают члены бизнес-союза, значительный ворох проблем с их плеч будет снят.
Впрочем, говорить о том, что с отменой «заморозки» цен у нашего бизнеса все вдруг станет безоблачно, не приходится. Встреча министра с представителями среднего и крупного бизнеса, главная цель которой заключалась в том, чтобы обменяться мнениями по поводу ситуации в реальном секторе экономики, показала: болевых точек немало. И в основном они связаны с затоваренностью складов, тотальными неплатежами контр-агентов и ростом дебиторской задолженности. 

Впрочем, такие же сложности характерны и для других представителей легкой промышленности. Гендиректор обувной фабрики «Отико» Галина Белевич пожаловалась министру:
— У нас еще недавно каждая вторая пара обуви уходила на экспорт, примерно 80% из них – в Россию, теперь с продажами проблемы. К концу прошлого года экспорт стал убыточным — из-за девальвации российского рубля мы потеряли почти 4,7 млрд. рублей, это примерно 16% нашего товарооборота. 

Предприниматели сегодня крайне негативно высказываются и о банковской сфере. Условия по кредитам, которые выдвигают здесь, иначе как грабительскими они не называют. При среднем уровне предлагаемых ставок 45—48% годовых каким же должен быть уровень рентабельности предприятий? 
По словам известного предпринимателя, руководителя ООО «Трайпл» Юрия Чижа, банковский сектор упорно «не желает входить в ситуацию». 

— Банки хотят жить так же, как и прежде, как будто на рынке ничего не случилось, и даже желают наращивать подушку безопасности. Разделить с нами невзгоды они не хотят, а это неправильная позиция, – возмутился бизнесмен. 

 Он уверен: белорусский бизнес сегодня попал в такую ситуацию, что на свое развитие ему уже нечего направлять: на новые инвестпроекты денег нет, да и старые иногда закончить нет никакой возможности – оборотные средства вымыты. 

Государство пошло навстречу бизнесу по многим вопросам: снижена доля обязательной продажи валютной выручки экспортерами с 50 до 40% и вскоре, как заверяют в Минэкономики, вернутся к прежней норме в 30%. Отдельным предприятиям предоставили скидки на энергоресурсы, а также заморозили цены на железнодорожные перевозки промышленных товаров. Кроме того, в Беларуси организации и ИП в 2015 году получили право не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов, используемым ими в предпринимательской деятельности. Значительный пакет мер направлен на стимулирование сбыта. Так, программа поддержки экспортного кредитования на 2015 год не только не была подрезана, но и, по всей видимости, получит еще дополнительную подпитку. 

Заместитель министра экономики Дмитрий Крутой заметил: несмотря на определенные уступки, предприятия реального сектора все равно «боятся диверсификации экспорта». Порой выход на новые рынки кажется настолько невыгодным, что они стараются даже не соваться туда. Между тем в Минэкономики настаивают: иногда приходится в чем-то уступить, поддаться, выйти на новый рынок с существенным дисконтом, чтобы только закрепиться на нем. 

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter