Ушли на пенсию, но в памяти остались

Когда–то простейшие электронные приборы, появляясь на рынке, вызывали у людей удивление и восторг...

Когда–то простейшие электронные приборы, появляясь на рынке, вызывали у людей удивление и восторг. Тамагочи, пейджеры и полароиды считались едва ли не чудом. Иметь такие устройства было престижно. Прошло не так много лет, а от технических новинок того времени остались лишь ностальгические воспоминания.


Пару слов для абонента


Прошлое. В свое время пейджер был символом успешного человека. Первые появились в 1956 году. Сначала их взяли на вооружение сотрудники больниц и менеджеры. Затем — все желающие. Едва появившись в нашей стране, пейджинговая связь была по карману далеко не каждому: в середине 1990–х за приемник могли запросить до 1.000 долларов. Простенькие электронные устройства с одной микросхемой и экраном дешевели постепенно. Бум этого вида связи пришелся на начало 2000–х годов, когда аппарат стал доступен даже студентам, а в Минске действовало около 10 пейджинговых компаний. Сейчас сложно представить, что людей могло устраивать одностороннее общение. Мало того, что послания абоненту приходили в виде текста, так еще и отправлять их было необходимо через оператора.


Настоящее. Сейчас связаться с нужным человеком можно независимо от местонахождения и времени суток. Причем обмен информацией происходит без посредников. Мобильный телефон позволяет передать не только слова, но и интонацию, с которой они были сказаны. Собеседнику можно отправить даже фотографию. Но прогресс на этом останавливаться не собирается. Хотите отправить короткое текстовое сообщение? Посылайте SMS.


Будущее. «Пейджинговая связь в свое время была действительно «народной»: дешевой и доступной, — вспоминает Денис Блищ, шеф–редактор информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях Onliner.by. — Но появление сотовых не могло не поставить крест на ее судьбе. Причина — ограниченность функций самих приемников. Сейчас в стране осталась одна компания, предоставляющая пейджинг. Правда, сами аппараты она не продает. Думаю, в будущем мобильные телефоны продолжат трансформироваться в мультимедийные устройства, способные передавать не только голос, но и изображение. Уже сейчас есть такие попытки в сетях 3G. Но главное — терминалы будут интегрироваться в социальные сети в интернете. Само человеческое общество как социальная сеть будет иметь свою копию в «глобальной паутине». И сотовые телефоны станут главными проводниками в нее».


Мгновенный результат


Прошлое. Снимки, сделанные этим фотоаппаратом, отличались от обычных формой, размером и моментальным появлением. Буквально через несколько секунд после вспышки устройство «выплевывало» карточку с изображением. Первые полароиды и специальные кассеты к ним появились в 1948 году. Секрет был в уникальной комбинации фотографических материалов и реактивов, дающих в результате позитивный отпечаток на бумажной подложке. Пик популярности аппаратов пришелся на 1980 — 1990–е годы. Но буквально через десять лет компания–производитель не смогла выдержать конкуренцию с цифровой фотографией и в 2008 году объявила себя банкротом.


Настоящее. Сегодня сделать снимок на память может практически каждый. Цифровые фотоаппараты позволяют не только увидеть результат через несколько секунд, но и применить во время работы простейшие фильтры, рамки. Неохота таскать с собой фотоаппарат? Можно взять телефон. Цифровая камера есть во многих моделях.


Будущее. «В свое время полароиды были популярны, потому что позволяли людям без особых усилий и специальных навыков получать моментально цветную фотографию, — рассуждает фотограф Анна Колмакова. — Когда на смену пришли цифровые фотоаппараты с неограниченным числом снимков, компания «Полароид» просто разорилась. Сегодня такие устройства уже не производят, хотя при желании их можно заказать в США: там остались непроданные модели. Работа заводов, выпускавших кассеты для них, приостановлена. По слухам, там остались реактивы и есть энтузиасты, которые собираются возобновить производство. Но массовым полароид уже никогда не станет. Сейчас популярнее всего цифровые камеры на мобильных телефонах. По сути, печатать снимки уже никому не нужно: достал из кармана мобильный, щелкнул, сохранил в памяти или отправил другу. В будущем цифровые технологии будут развиваться: вполне возможно, что появятся стереофотографии, что–то похожее на 3D–формат. Сейчас японцы активно разрабатывают новый вид пикселя, с большим количеством углов, что значительно улучшит качество снимков».


Покорми меня!


Прошлое. Дети счастливы: наконец–то мечта о домашнем питомце исполнилась. И не беда, что вместо пушистой зверушки — пластиковое «яйцо» с кнопками и экраном, умещающееся в кармане. Зато оно умеет играть, просит есть и нуждается в ежедневной заботе. Виртуальные домашние питомцы появились в 1996 году. Тогда с конвейеров сошло более сорока миллионов тамагочи. Смысл игры — интерактивное наблюдение за «жизнью» питомца. Изначально у устройства не было функции перезапуска, поэтому смерть электронного любимца дети переживали особенно остро: в Японии даже были зафиксированы случаи самоубийства подростков, не сумевших справиться с потерей. После этого у тамагочи появилась клавиша сброса игры, позволяющая «оживить» погибшего друга и растить его снова.


Настоящее. Сегодня виртуальных питомцев потеснили компьютерные игры–симуляторы. Самая популярная The Sims, стартовав на рынке в 2000 году, разошлась по миру тиражом более ста миллионов копий. Ее идея в том, чтобы управлять семьей, которая может состоять максимум из восьми человек. Если не исполнять их желания, они впадают в депрессию, болеют и даже умирают.


Будущее. «Думаю, популярность тамагочи заключалась в эффекте новизны, — рассуждает психолог Татьяна Юрочкина. — К тому же виртуальный питомец отчасти заменял настоящее животное, которое не позволяли завести родители. Игрушка дарила некое ощущение своего всемогущества. Подобные симуляторы существуют до сих пор, например, в мобильных телефонах. На смену им вскоре могут прийти домашние роботы, которые имитируют не только поведение, но и эмоциональную привязанность к хозяину, умеют выполнять команды. Такие устройства уже появились на рынке в Японии и пользуются спросом. К сожалению, ребенок не может понять, что живой зверек — это огромная ответственность: его нельзя спрятать в шкаф, когда он надоест. Поэтому родителям проще завести робота. В Японии уже давно делают попытки создать электронных компаньонов для одиноких людей: машины, которые могли бы вести беседы и выполнять простейшие действия».


***


Конечно, цифровое поколение, привыкшее к современным технологиям, сейчас слабо представляет себе, как можно было пользоваться и восхищаться всем этим «раритетом». Но жизнь — забавная штука: не исключено, что через пару лет оно будет ностальгировать по мобильникам, цифровым «мыльницам» и MP3–плейерам. Кто знает, что уже завтра мы отправим на свалку истории.

 

Коллаж Анны Вяжевич, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter