Уровень знаний

Школьная отметка по традиции выступает в роли "лакмусовой бумажки" при оценке личности ребенка.
Школьная отметка по традиции выступает в роли "лакмусовой бумажки" при оценке личности ребенка. Отсюда ясно, почему столь заинтересованно и пристрастно относимся все мы к изменению системы школьного оценивания. Может быть, пятибалльную систему просто следует как-то усовершенствовать, не меняя ее?

По мнению ученых и педагогов-практиков, ее невозможно использовать для объективной оценки знаний учащихся. Линейка с пятью делениями (а в действительности - с четырьмя, потому что отметка "1" давно не ставится) оказывается слишком грубым и неточным инструментом. "Пятерки" выставляются и за рассказанное наизусть стихотворение, и за простой пересказ текста учебника, и за выполнение сложнейшего "суперзадания". Еще более осложнилась ситуация с появлением лицеев, гимназий, классов с углубленным изучением предметов: одинаковые отметки, полученные школьниками в гимназическом и "обычном" классах, стали отражать совершенно разные уровни знаний.

В основу десятибалльной системы оценки положен так называемый поуровневый подход. Первый уровень знаний - "низкий" - 1 - 2 балла: ребенок узнает формулы, приборы, части речи и т.д., но не может ничего сказать о них. Второй уровень - "удовлетворительный" - 3 - 4 балла: ученик способен пересказать материал учебника и выполнить упражнение по образцу, опираясь только на память. Третий уровень - "средний" - 5 - 6 баллов: школьник осознанно владеет материалом, приводит свои примеры. Четвертый уровень - "достаточный" - 7 - 8 баллов: учащийся умеет применять свои знания на практике. Пятый уровень - "высокий" - 9 - 10 баллов: ученик использует полученные знания в новых условиях и выполняет необычные задания. Неудовлетворительная отметка - "0" - выставляется при отказе от ответа.

Важная особенность новой системы: отметки за урок не учитываются при выставлении оценки за четверть. Учеба в таком случае оказывается более спокойной и целенаправленной, ведь главным становится усвоение новых знаний, а не ежеурочный опрос, которого школьники ожидают с трепетом. Проверка проводится после изучения крупных блоков учебного материала и в конце каждой темы. Результаты учитываются при выставлении четвертной отметки, а оценка за год будет выставляться по четвертным. Ребенок переводится в следующий класс, если он получит положительную - от "1" до "10" - отметку.

Трехлетний эксперимент по апробации этой системы показал, что дети легко усваивают новые нормы оценки и понимают суть поуровневого подхода. Ученики отмечают, что их оценивают более справедливо и точно, что они ходят на уроки без страха, сами могут оценить свой ответ, хорошо понимают, за что выставляется та или другая отметка. В десятибалльной системе почти нет неудовлетворительных отметок, она учитывает особенности каждого ребенка, его учебные возможности и перспективы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter