Уроки цивилизации

Бывая в провинции, лично я убедилась, что там никто не знает, что делать с такой больной для всей страны проблемой, как пьющая деревня.
Бывая в провинции, лично я убедилась, что там никто не знает, что делать с такой больной для всей страны проблемой, как пьющая деревня.

По личным опять же впечатлениям, не знают панацеи от этой социальной беды и в Минске. Ельский район, увы, не исключение. На начало нынешнего года на учете состояло 58 неблагополучных семей. С февраля по сентябрь провели, по решению исполкома, рейды по всем населенным пунктам: выявили еще примерно 40 неблагополучных семей, в которых "воспитываются" 46 несовершеннолетних. Типичная картина для любой местности: родители пропивают детские пособия, малыши и подростки подвергаются насилию, голодают. Из-за алкоголя множится количество ребят с "особенностями развития". Тяжкие последствия "демографических" взрывов в беспутных семьях минимизируют работники школы-интерната в том же Ельске. С 13 районов Гомельщины сюда, под крыло директора Якова Дмитриевича Липского и педколлектива, свезено более 160 воспитанников - от трехлетних малышей до старшеклассников.

Для характеристики высокого уровня работы здешних педагогов достаточно будет одного штриха. В текущем году в Ельск приезжали к коллегам набираться опыта директора школ-интернатов со всей области, на базе района проблемы воспитания детей государством обсуждали руководители систем образования Гомельской и Житомирской областей.

От лица государства с изначально и безвинно обездоленной детворой работают живые люди. И работают так вдохновенно, что в ельском интернате, к примеру, глаза разбегаются: как бы успеть все заметить, чтобы рассказать. Меня больше всего поразили две придумки. Комната с белорусской "калыскай", кроватью из деревенской горницы, орудиями крестьянского быта - это этнографический микромузей, экспонаты которого собраны из реальных жилищ полешуков. Впечатляет, наверное, это даже детишек, которым труднее, чем сверстникам, даются и речь, и счет, и чтение. Они могут все увидеть и потрогать в "доме", который был у их дедов и прадедов. (В районе и вообще, и в частности бережно относятся к народным традициям, ремеслам, ритуалам.)

А еще в интернате есть современная квартира... Оборудованы в учебном корпусе спальня с гардеробом, зал, кухня, санузел. Это для детей, у которых никогда не было настоящего дома: ни в деревне, ни в городе. Интернат - все же общежитие, хотя все его интерьеры оформлены с любовью и фантазией. "В квартире" ребята живут группами, пользуясь, как дома, одеждой, вещами, плитой, ванной. Они играют в семью, заваривают чай, сервируют стол, ведут беседы в зале. Яков Липский назвал это "занятиями по социально-бытовой ориентации" и сетовал, что эти часы зачем-то урезали, отобрав их в пользу математики и физики. По его мнению, чиновники из Минобразования чего-то явно недодумали... К цивилизации таких детей вести можно лишь маленькими последовательными шагами, чтобы они могли приобретать и усваивать простые и очень нужные для обыденной жизни умения.

Конечно, от необходимости этих "уроков цивилизации" возникает ком в горле, но все равно изобретательные попытки вернуть асоциальных детей в мир нормальных человеческих отношений стократ гуманнее, чем оставить их "на дне".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter