Статистика коррупционных преступлений в строительной сфере пока неутешительна

Уроки строительной арифметики

Статистика коррупционных преступлений в строительной сфере пока неутешительна...

Неправда, что цифры скучны! Они могут быть интересными, а в серьезном деле — вообще главными. Разве не цена квадратного метра, не стоимость квартиры, не время вселения (год, месяц, дата...) более всего беспокоят дольщика? Ими озабочен инвестор или орган власти — если все сроки прошли, стройке конца не видно, а денег на ее завершение нет. На последнем заседании рабочей группы Администрации Президента, обсуждавшей бюрократизм структур строительных организаций и коррупционные проявления в отрасли, звучало много убедительных цифр.


Но прежде чем к ним обратиться, позволю себе замечание. Да, своих строителей мы жестко критикуем: есть за что. Между тем в интернете можно найти видеофильм под названием «Беларусь не по телевизору». Съемочная группа одной из соседних стран, традиционно восхищаясь дорогами, ухоженными полями и новыми фермами, чистотой и порядком, особое внимание обращает на обилие башенных кранов и новостроек в наших городах. Должно быть, еще больше удивились бы авторы фильма, узнав, что у нас нуждающихся берут на учет и что государство серьезно льготирует строительство жилья для некоторых их категорий. Считаю это принципиально важным: нам завидуют, а мы собой недовольны. Прежде всего — цифрами, которые наше строительство характеризуют.


Удивили уже первые, которые привел в своем докладе компетентный представитель Комитета госбезопасности. В строительном комплексе Минска на 10 тысяч рабочих строительных специальностей приходится более 7 тысяч инженерно–технических работников или начальников. Иначе говоря, соотношение такое: трое на стройке — двое в кабинете. В столице, допустим, много головных структур. Но и в гомельских стройтрестах картина не лучше: на одного рабочего строительной специальности здесь приходится от 2,5 до 4 ИТР. Много? Мало? С чем сравнить? Например, с ОАО «Гроднопромстрой», гендиректор которого Абдулвагаб Вагабов был приглашен в качестве эксперта. Это предприятие — из лучших в стране! — с численностью персонала более 5 тысяч человек вполне обходится одним управленцем на семерых работников. Возможно, это еще не предел оптимизации.


Даже в родственных предприятиях отрасли управленческие структуры существенно различаются своим количеством и качеством. Избыток руководителей, как заметил докладчик, ведет к тому, что в решении даже простейшего вопроса участвуют два–три начальника. Как иначе: каждый должен что–то делать, для этого наделен полномочиями, согласовывает и подписывает... Глава Администрации Президента Андрей Кобяков конкретизировал проблему простыми словами: потому и зарплатами строители недовольны, потому и уходят, что нахлебников многовато. Резюмировал: «Так быть не должно!»


В советское время численность ИТР ограничивали строгие нормативы. Как оказалось, подобные действуют и сейчас, приняты в 2004 году. Но проведенный тут же, на примере одного из областных трестов, блиц–расчет показал: норматив не соблюдается. На 1.200 человек общей численности в организации должно быть 168 управленцев, в реальности — 251. Почти на сотню больше! «Все взаимосвязано. Потому у вас и квадратные метры дорогие», — заметил А.Кобяков. Поручение последовало незамедлительно: за две недели повсеместно провести анализ численности персонала в строительных организациях с государственной долей собственности. В течение двух месяцев — привести ее в соответствие с нормами.


Численность управленцев — понятие не отвлеченное, оно напрямую связано с производительностью. Госконтроль приводит такие цифры: в строительных отраслях экономически развитых стран выработка составляет 40 — 65 тыс. евро на одного рабочего, у нас — 7,6. Отставание серьезное. Но важно, что мы его признаем, констатируем. Системные действия рабочей группы — и вообще логика всех событий вокруг строительства — ясно показывают: мы намечаем себе самые высокие ориентиры.


Статистика коррупционных преступлений в строительной сфере пока неутешительна: в этом году их может оказаться больше, чем за минувшие два. Отнесем это на повышенное внимание к отрасли и со стороны правоохранительных органов. Представитель главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Николай Хмель доложил о двух уголовных делах, возбужденных уже во время работы группы. Один из адресов показался знакомым...


После заседания Н.Хмель подтвердил: речь идет о том самом кооперативе в Смолевичах, которому «СБ» за последние годы посвятила несколько резких статей: «Сторож уходит последним», «Дело и честь», «Тень недостроенных домов»... Уголовное дело возбуждено против директора не единожды упоминавшегося газетой частного предприятия «Эквивалент», которое ввергло дольщиков в многолетние беды. Уже выявлено более десятка преступных эпизодов в деятельности горе–руководителя...


С отчетом Гомельского облисполкома выступил заместитель председателя Владимир Горбачев, от которого Андрей Кобяков потребовал подробного доклада по каждому из домов, которые строятся с превышением нормативных сроков: процент готовности, финансирование, время ввода... Ответы перемежал жалобами жителей области, поступившими на «горячую линию». Не каждую из них В.Горбачев мог компетентно прокомментировать. На это у него есть несколько дней: разобраться и доложить.


Плохо, что не все коллизии разрешены. Но в целом отчет произвел благоприятное впечатление — опять–таки цифрами. Гомельская область не просит дополнительных средств на завершение в этом году «проблемных» домов (Брестская и Витебская просили 200 и 60 млрд. соответственно). Таких здесь относительно немного: 38. Почти половина уже сдана. Оставшихся касается требование, которое поставил Андрей Кобяков. Суть его такова: если срок сдачи был, допустим, в мае, но дом еще строится, то никаких доплат от дольщиков быть не может. «Индексация завершена. Цена квадратного метра неизменна. Все доплаты — за счет виновного подрядчика!»


Актуально


Участники бобруйского ПЖСК–212 пребывают в растерянности. Три года назад в 7–м микрорайоне начали возводить их дом. Сегодня на месте, где должна, казалось бы, давно выситься многоэтажка, всего лишь... котлован и несколько вбитых свай. Почему так получилось? Заместитель председателя Бобруйского горисполкома Виктор Баранов комментирует:


— Строительство ведет бобруйский комбинат железобетонных изделий. У этого предприятия не хватает мощностей, чтобы вводить дома по графику. Реально оно может строить 2 — 3 дома, но взял больше объектов — в Могилеве, Бобруйске. Теперь не справляется. В этом году стройка продолжится и завершится, думаю, уже в 2014 году.


* * *


В Бресте осталось завершить строительство двух домов фирмы «Облик» — на углу бульвара Космонавтов и улицы Пушкинской, а также на улице Октябрьской революции. Первый готов примерно на 80 процентов, второй — на 60. Если вопросы по финансированию будут урегулированы, стройтрест № 8, на плечи которого возложили нелегкую задачу достроить, к концу года их сдаст. Правда, застройщики, дозвонившиеся на «телефон доверия», считают, что деньги на завершение дома с них требуют необоснованно — слишком выросла цена квадратного метра.


Начальник управления капитального строительства Брестского горисполкома Владимир Сморщек утверждает, что стоимость складывается из объемов выполненных работ. Сетует, что на нее повлияли инфляционные процессы 2011 года. Цена, между прочим, увеличилась в 3 раза.

 

Советская Белоруссия №128 (24265). Суббота, 13 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter