До школы остаются считанные дни. Многие переступят ее порог впервые. Увы, пополняя багаж знаний, дети порой приобретают и некоторые заболевания. Медики, педагоги и родители стараются максимально объединить усилия на защиту здоровья детей. О том, как пройти школу без вреда для самочувствия, корреспонденту «Рэспублікі» рассказала заведующая педиатрическим отделением 7-й городской детской поликлиники Минска Инна ЦЫБУЛЬКО.
— Инна Стефановна, известно, что в последние годы уровень заболеваний органов желудочно-кишечного тракта у школьников снизился. С чем вы это связываете?
— К «школьным» заболеваниям традиционно относят нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение остроты зрения, болезни желудочно-кишечного тракта.
Нам удалось наладить рациональное питание в школе, а значит, повлиять на устойчивость детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Правильное питание повышает работоспособность и выносливость, способствует оптимальному развитию детей. Школьная столовая обеспечивает горячими блюдами — это очень важно. В буфете не продают газировку, чипсы и другие вредные для ребенка продукты.
Но эта проблема сохраняется дома. После занятий дети возвращаются в среду, где порой отсутствует культура питания. Родители привыкли к блюдам быстрого приготовления, полуфабрикатам, а ведь сосиски и колбасы можно давать ребенку не чаще одного-двух раз в десять дней. В них много скрытого жира и недостает полноценных белков. Завтрак должен быть обязательным. Лучше съесть молочную кашу, хотя бы несколько ложек. Она обволакивает слизистую желудка, а уже потом можно пить чай с бутербродом. Мясное блюдо с гарниром или салатом тоже хороший вариант. Спустя 3,5—4 часа школьнику плохо думается — пора подкрепиться. После второго-третьего урока положен второй завтрак. Если в дошкольном возрасте ребенок должен в день съедать по 400 граммов овощей и фруктов, то в дневном рационе подростка их может быть до килограмма.
В буфете лучше покупать не булочки, а творожок, йогурт, сок, поскольку рацион большинства перенасыщен углеводами.
— У детей все чаще выявляются нарушения опорно-двигательного аппарата и снижается острота зрения…
— Да, действительно. Среди шестилетних детей нарушение осанки имеют 4%, а к 15—17 годам у 8% есть нарушение осанки и у 6% — сколиоз. К моменту поступления в школу 6,5% детей уже имеют снижение остроты зрения, к 15—17 годам эта цифра возрастает до 16%. Уплощение стоп также актуальная проблема.
Позвоночник участвует в создании каркаса для внутренних органов и систем. Если он начинает «ломаться», возникают нарушения в организме: страдают сердце, сосуды, легкие. Ежегодно медики оценивают состояние здоровья детей по разным показателям: рост, вес, острота зрения, острота слуха, артериальное давление — и выдают справку с рекомендациями в учреждение образования.
Мы стараемся наладить контроль за организацией рационального режима в школе, профилактику заболеваний глаз. Но сегодня школьники активно пользуются планшетами, компьютерами и телефонами. Орган зрения просто не выдерживает. Педагоги, медики, родители должны приложить все усилия, чтобы предотвратить школьнообусловленные заболевания у детей и сохранить здоровье будущих мам и пап.
В школах соблюдаются правила рассадки, учителя проводят физкультминутки для глаз в течение урока. В классах используется современная мебель. Но рабочее место по всем нормам, в хорошо освещенном и проветриваемом помещении должно быть организовано и в домашних условиях.
— Насколько родители прислушиваются к рекомендациям медиков?
— Они очень начитанны. Пользуются сайтами медицинских учреждений. Задают грамотные вопросы и внимают советам. Конечно, не все. На базе поликлиники работают различные школы здоровья. Родители посещают их вместе с детьми. Мы активно сотрудничаем с учреждениями образования. Наши специалисты проводят уроки гигиены, обучают школьников приемам само- и взаимопомощи. Старшеклассники-волонтеры обучают младших учеников.
— К какому классу наблюдаются явные проблемы со здоровьем?
— По мере роста ребенка развиваются и болезни. Дети мало употребляют в пищу молочных продуктов, поэтому при незначительной нагрузке получают травму на ровном месте — не хватает кальция в костях.
— Сегодня школьник испытывает немалые перегрузки. Помимо основных занятий, родители отдают детей в кружки и секции. Как сказывается это напряжение с возрастом на нервной и сердечно-сосудистой системах?
— Конечно, со временем перенапряжение накапливается и возникают так называемые психосоматические заболевания. Надо контролировать состояние здоровья школьников в динамике. Если ребенок не справляется с одними программами, есть ведь и другие. В классы с углубленным изучением предметов мы рекомендуем направлять здоровых детей, но всегда есть возможность выбрать нагрузку по силам.
— Насколько актуальна сегодня проблема ожирения для школьников? Как вы ее решаете?
— К сожалению, эта проблема актуальна. Причин несколько: дети мало двигаются, так как «сидят» в виртуальном мире электронных устройств, употребляют много высококалорийной и богатой углеводами пищи. В первую очередь мы контролируем проведение уроков физической культуры и другую двигательную активность в школах. В соответствии с состоянием здоровья ребенка врачи назначают занятия в различных медицинских группах. Освобождаем мы школьников от уроков физкультуры крайне редко, по показаниям. Больные дети занимаются лечебной физкультурой в поликлинике. Самое главное, чтобы дети двигались. И мы постоянно пропагандируем культуру здорового образа жизни.
— На что должна быть направлена профилактика «школьных» заболеваний?
— Конечно, легче всего в болезнях ребенка обвинить кого-то другого — школу или врачей. Но задумайтесь: будет ли счастлив блестяще образованный и при этом нездоровый человек? Поэтому профилактику «школьных» болезней надо начинать с отношения родителей к учебе ребенка. Важно расставить приоритеты. Нагрузка должна быть рациональной, с обязательным полноценным отдыхом и сном.
В городе работают центры, дружественные подросткам, в которых консультируют специалисты — психолог, валеолог и другие, к ним ребенок с 10 лет может обратиться со своей проблемой анонимно, конфиденциально. И подростки приходят. Мы обучаем школьников стрессоустойчивости в жизни, они учатся сохранять спокойствие и решать возникающие вопросы. Эти знания помогают снять нагрузки: физические, эмоциональные и интеллектуальные. Но и родители должны приучать детей видеть в жизни позитив. Только вместе мы им поможем.
— Многие переступят порог школы впервые. Как смягчить адаптационный стресс у первоклассника?
— Это переломный и очень ответственный момент в жизни ребенка. Его ведь ждет интенсивный, ежедневный, многочасовой труд в коллективе, требующий больших усилий. Ребенок должен делать не то, что хочется, а то, что нужно. И помощь родителей своим детям здесь неоценима. В первую очередь ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей. Родителям следует ежедневно интересоваться всем, что произошло в школе. Помогите своему ребенку обрести уверенность в себе. Поощряйте проявления самостоятельности, показывайте, что вы цените усилия, а не только результат. Нужно всегда стремиться отвечать на вопросы детей, не отмахиваться. Родители должны формировать эмоционально-положительное отношение к школе, чтобы ребенку хотелось ее посещать. Подбадривайте своих детей, будьте доброжелательны.
ЦИФРА
По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья в минувшем году среди детей от 0 до 14 лет на первом месте отмечались болезни органов дыхания (76,1%), далее — травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (4,2%), на третьем месте — некоторые инфекционные и паразитарные заболевания (3,7%), на четвертом – болезни кожи и подкожной клетчатки (3,1%).
drug-olya@yandex.by