Как пройти школу здоровым?

Уроки хорошего самочувствия

Как пройти школу без вреда для самочувствия?
До школы остаются считанные дни. Многие переступят ее порог впервые. Увы, пополняя багаж знаний, дети порой приобретают и некоторые заболевания. Медики, педагоги и родители стараются максимально объединить усилия на защиту здоровья детей. О том, как пройти школу без вреда для самочувствия, корреспонденту «Рэспублікі» рассказала заведующая педиатрическим отделением 7-й городской детской поликлиники Минска Инна ЦЫБУЛЬКО. 



— Инна Стефановна, известно, что в последние годы уровень заболеваний органов желудочно-кишечного тракта у школьников снизился. С чем вы это связываете?   

— К «школьным» заболеваниям традиционно относят нарушения опорно-двигательного аппарата,  снижение остроты зрения, болезни желудочно-кишечного тракта. 

Нам удалось наладить рациональное питание в школе, а значит, повлиять на устойчивость детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Правильное питание повышает работоспособность и выносливость, способствует оптимальному развитию детей. Школьная столовая обеспечивает горячими блюдами — это очень важно. В буфете не продают газировку, чипсы и другие вредные для ребенка продукты. 

Но эта проблема сохраняется дома. После занятий дети возвращаются в среду, где порой отсутствует культура питания. Родители привыкли к блюдам быстрого приготовления, полуфабрикатам, а ведь сосиски и колбасы можно давать ребенку не чаще одного-двух раз в десять дней. В них много скрытого жира и недостает полноценных белков. Завтрак должен быть обязательным. Лучше съесть молочную кашу, хотя бы несколько ложек. Она обволакивает слизистую желудка, а уже потом можно пить чай с бутербродом. Мясное блюдо с гарниром или салатом тоже хороший вариант. Спустя 3,5—4 часа школьнику плохо думается — пора подкрепиться. После второго-третьего урока положен второй завтрак. Если в дошкольном возрасте ребенок должен в день съедать по 400 граммов  овощей и фруктов, то в дневном рационе подростка  их может быть до килограмма. 

В буфете лучше покупать не булочки, а творожок, йогурт, сок, поскольку рацион большинства перенасыщен углеводами.  

— У детей все чаще выявляются нарушения опорно-двигательного аппарата и снижается острота зрения…

— Да, действительно. Среди шестилетних детей нарушение осанки имеют 4%, а к 15—17 годам у 8% есть нарушение осанки и у 6% — сколиоз. К моменту поступления в школу 6,5% детей уже имеют снижение остроты зрения, к 15—17 годам эта цифра возрастает до 16%. Уплощение стоп также актуальная проблема.

Позвоночник участвует в создании каркаса для внутренних органов и систем. Если он начинает «ломаться», возникают нарушения в организме: страдают сердце, сосуды, легкие. Ежегодно медики оценивают состояние здоровья детей по разным показателям: рост, вес, острота зрения, острота слуха, артериальное давление — и выдают справку с рекомендациями в учреждение образования. 

Мы стараемся наладить контроль за организацией рационального режима в школе, профилактику заболеваний глаз. Но сегодня школьники активно пользуются планшетами, компьютерами и телефонами. Орган зрения просто не выдерживает. Педагоги, медики, родители должны приложить все усилия, чтобы предотвратить школьнообусловленные заболевания у детей и сохранить здоровье будущих мам и пап. 

В школах соблюдаются правила рассадки, учителя проводят физкультминутки для глаз в течение урока. В классах используется современная мебель. Но рабочее место по всем нормам, в хорошо освещенном и проветриваемом помещении должно быть организовано и в домашних условиях. 

— Насколько родители прислушиваются к рекомендациям медиков? 

— Они очень начитанны. Пользуются сайтами медицинских учреждений. Задают грамотные вопросы и внимают советам. Конечно, не все. На базе поликлиники работают различные школы здоровья. Родители посещают их вместе с детьми. Мы активно сотрудничаем с учреждениями образования.  Наши специалисты проводят уроки гигиены, обучают школьников приемам само- и взаимопомощи. Старшеклассники-волонтеры обучают младших учеников. 

— К какому классу наблюдаются явные проблемы со здоровьем?

— По мере роста ребенка развиваются и болезни. Дети мало употребляют в пищу молочных продуктов, поэтому при незначительной нагрузке получают травму на ровном месте — не хватает кальция в костях. 

— Сегодня школьник испытывает немалые перегрузки. Помимо основных занятий, родители отдают детей в кружки и секции. Как сказывается это напряжение с возрастом на нервной и сердечно-сосудистой системах?  

— Конечно, со временем перенапряжение накапливается и возникают так называемые психосоматические заболевания. Надо контролировать состояние здоровья школьников в динамике. Если ребенок не справляется с одними программами, есть ведь и другие. В классы с углубленным изучением предметов мы рекомендуем направлять здоровых детей, но всегда есть возможность выбрать нагрузку по силам.  

— Насколько актуальна сегодня проблема ожирения для школьников? Как вы ее решаете? 

— К сожалению, эта проблема актуальна. Причин несколько: дети мало двигаются, так как «сидят» в виртуальном мире электронных устройств, употребляют много высококалорийной и богатой углеводами пищи. В первую очередь мы контролируем проведение уроков физической культуры и другую двигательную активность в школах. В соответствии с состоянием здоровья  ребенка врачи назначают занятия в различных медицинских группах. Освобождаем мы школьников от уроков физкультуры крайне редко, по показаниям. Больные дети занимаются лечебной физкультурой в поликлинике. Самое главное, чтобы дети двигались. И мы постоянно пропагандируем культуру здорового образа жизни.

— На что должна быть направлена профилактика «школьных» заболеваний? 

— Конечно, легче всего в болезнях ребенка обвинить кого-то другого — школу или врачей. Но задумайтесь: будет ли счастлив блестяще образованный и при этом нездоровый человек? Поэтому профилактику «школьных» болезней надо начинать с отношения родителей к учебе ребенка. Важно расставить приоритеты. Нагрузка должна быть рациональной, с обязательным полноценным отдыхом и сном.  

В городе работают центры, дружественные подросткам, в которых консультируют специалисты — психолог, валеолог и другие, к ним ребенок с 10 лет может обратиться со своей проблемой анонимно, конфиденциально. И подростки приходят. Мы обучаем школьников стрессоустойчивости в жизни, они учатся сохранять спокойствие и решать возникающие вопросы. Эти знания помогают снять нагрузки: физические, эмоциональные и интеллектуальные. Но и родители должны приучать детей видеть в жизни позитив. Только вместе мы им поможем. 

— Многие переступят порог школы впервые. Как смягчить адаптационный стресс у первоклассника? 

— Это переломный и очень ответственный момент в жизни ребенка. Его ведь ждет интенсивный, ежедневный, многочасовой труд в коллективе, требующий больших усилий. Ребенок должен делать не то, что хочется, а то, что нужно. И помощь родителей своим детям здесь неоценима. В первую очередь ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей. Родителям следует ежедневно интересоваться всем, что произошло в школе.  Помогите своему ребенку обрести уверенность в себе. Поощряйте проявления самостоятельности, показывайте, что вы цените усилия, а не только результат. Нужно всегда стремиться отвечать на вопросы детей, не отмахиваться. Родители должны формировать эмоционально-положительное отношение к школе, чтобы ребенку хотелось ее посещать. Подбадривайте своих детей, будьте доброжелательны.

ЦИФРА

По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья в минувшем году среди детей от 0 до 14 лет на первом месте отмечались болезни органов дыхания (76,1%), далее — травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (4,2%), на третьем месте — некоторые инфекционные и паразитарные заболевания (3,7%), на четвертом – болезни кожи и подкожной клетчатки (3,1%).

drug-olya@yandex.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter