Урочище Михерово, партизанский аэродром

Они вполне могут стать местами паломничества любителей природы и знатоков истории

Они вполне могут стать местами паломничества любителей природы и знатоков истории

Весной 1944 года к партизанам, действовавшим  на оккупированной территории Малоритского района, прилетел самолет из Москвы. Взяв на борт группу польских товарищей, он улетел обратно, а эта операция вошла в историю партизанского движения как иллюстрация четкого взаимодействия Центрального штаба партизанского движения с народными мстителями на местах. Сегодня о ней помнят на Малоритчине лишь некоторые ветераны и краеведы с большим стажем, да и то в общих чертах. Поэтому настоящей журналистской удачей оказалась встреча с человеком, который не только знал о месте посадки самолета с Большой земли, но и был готов показать его, пригласив на экскурсию.

Перед поездкой лесничий Малоритского лесничества Валерий Кашель предупредил, что на обыкновенном автомобиле до бывшего партизанского аэродрома не доехать, и пригласил в УАЗ с двумя ведущими мостами. Еще задолго до урочища Михерово, куда мы отправились вместе с директором Малоритского лесхоза Владимиром Афанасенко, стало понятно, почему именно оно стало одной из центральных баз дислокации партизанских отрядов: когда-то здесь были непроходимые болота, и теперь стеной стоит густой лес со смыкающимися кое-где над узкой полоской дороги кронами деревьев. А вот и сама партизанская база – огромная поляна, заросшая высокой травой, с большим добротным домом из почерневшего от времени соснового бруса по центру.

Построили его не партизаны, а Малоритское лесничество в шестидесятых годах минувшего века для своих работников. Сюда и приехал Валерий Кашель вместе с женой Евдокией после окончания техникума пчеловодства в городе Смиловичи. В Михерово еще с давних времен, когда Западная Белоруссия входила в состав Польши, жили семьи лесников. У супругов Кашель, обосновавшихся здесь на пятнадцать лет, родились две дочери. В основном из-за них переселились они со временем в Ляховцы.

После этого и начал Валерий Кашель, к тому времени уже возглавивший Малоритское лесничество, предпринимать все возможное, чтобы лесная дорога к его бывшему дому в прекрасном уголке природы никогда не заросла. Просторную избу перестроил на современный лад, сделав из нее оригинальную лесную гостиницу. На самый непроходимый отрезок дороги при подъезде к урочищу помогли подсыпать гравий военные. При поддержке местной власти здесь был установлен памятный знак, свидетельствующий о том, что в Михерово базировалось партизанское соединение под предводительством Степана  Каплуна.

Это имя на Малоритчине широко известно. А вот о другом посланном сюда распоряжением из Москвы активном организаторе партизанского движения — Иване Черном — уже начали забывать. Именно он в конце зимы 1944 года получил по рации из штаба партизанского движения приказ покинуть базу под Житковичами на территории Гомельщины и двигаться со своим соединением в сторону Бреста в примыкающие к нему с юга леса. Вот как пишет об этом в своей книге, изданной в шестидесятых годах минувшего века, сам Черный: «С большим трудом, израсходовав почти все запасы продовольствия, добрались наконец до малоритских лесов. Они стояли голые, черные. Снег уже растаял. Под ногами хлюпало и чавкало. Остановившись возле лесничества Михерово, я сразу отправил людей выяснять, как обстоит дело с продовольствием».

С продовольствием было туго. Немцы обложили партизан в непроходимых болотах, и выходить даже к отдельным хуторам было крайне опасно. Пришлось питаться молодыми лесными побегами. Один из заготовительных отрядов прибывших партизан неожиданно встретился с бойцами Степана Каплуна. Позже командиры двух соединений получили из Москвы приказ объединить свои отряды для выполнения заданий, среди которых одно было очень ответственным и деликатным.

Из Польши нужно было провести под Брест группу польских руководителей антифашистского движения и отправить за линию фронта со специально обустроенного для этого аэродрома. Место для посадки самолета было выбрано в урочище Михерово. За польскими товарищами под Люблин  Черный отправил группу партизана Михаила Горы. Вот что он вспоминает о выполнении этого приказа в своей книге: «… Возле шалаша стояли бойцы из группы Горы, а рядом с ними несколько человек в потрепанных штатских пальто и стоптанных сапогах.

— Добрый день!

— Дзень добры! Дзень добры!

Мы пожали друг другу руки.

Я заметил, что трое из пятерых ступают осторожно, словно боятся сделать лишний шаг. Догадался — стерты ноги...

На худых интеллигентных лицах незнакомцев жили одни глаза: благодарные, радостные.

Леша Жеребцов принес флягу спирта, приготовил хороший завтрак.

Через час наши гости, обогревшись у костра и позавтракав, заснули в шалаше.

Доктор отряда Парнас, поляк по национальности, ходил по лагерю возбужденный:

— Понимаете, это видные деятели польского рабочего движения! Но как истощены! Им нужен режим, нужно усиленное питание, товарищ майор!

— Товарищ доктор, главное, что мы можем сделать для наших друзей, — поскорее оборудовать аэродром.

— Так позвольте и мне взять лопату!

— Не позволю. Находитесь рядом с товарищами. Мало ли что...

Польские друзья прогостили у нас два дня.

Доктора Парнаса я расспросил о том, что происходит  в Польше, более или менее уяснил себе расстановку политических сил в стране, смог представить, что ждет отряд за Бугом.

Аэродром закончили в ударном темпе. Уже на третий день прибыл самолет из Москвы. Польские товарищи разместились в машине, и мы долго махали руками им вслед».

Этот эпизод из боевой жизни партизан Малоритчины мог бы стать отправной точкой новых краеведческих поисков и даже научных исследований. Михерово привлекательно не только своим партизанским прошлым. Уникальная природа болот, окружающих этот возвышенный участок земли, еще сохранила свою первозданность. Здесь растут, как утверждает Валерий Кашель, все представители флоры Беларуси. Весной и в начале лета, благодаря цветению лесных трав, расположенная здесь пасека Малоритского лесничества дает необыкновенно целебный пчелиный мед. В окрестностях много кабанов и другой лесной живности. Недалеко естественные водоемы, где хорошо ловится рыба. В доме лесника могут погреться у камина и переночевать сразу с десяток гостей. Словом, условия для отдыха, по мнению Владимира Афанасенко, отменные. Вот только добраться сюда проблематично. Далеко не у каждого «бумера» или джипа есть два ведущих моста. Поэтому от обустройства дороги во многом зависит дальнейшая судьба усадьбы Михерово – поглотят ли ее поляну окружающие лес и болота или она станет местом паломничества любителей активного отдыха. Пока же руководство Малоритского лесхоза думает об изыскании средств на приведение его в порядок и ищет информационных и финансовых союзников для реализации этой идеи.

Первым делом, считает Владимир Афанасенко, нужно взяться  за партизанские землянки. Если убрать с них молодую поросль деревьев и, реставрировав, вернуть первозданный вид, то любой, кто доберется до Михерово, сможет виртуально перенестись в легендарное время партизанского сопротивления.

На снимке: директор Малоритского лесхоза Владимир АФАНАСЕНКО (справа) и лесничий Валерий Кашель у памятного знака.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter