праздники и народные приметы на 22 - 27 сентября

Уносит "шэрая галачка" ключи от лета

Религиозные праздники, традиции и народные приметы на 22 - 27 сентября.
27 сентября - у православных праздник Воздвижения Креста Господня.


С 22 по 25 сентября происходят важные изменения космического плана, хотя люди, возможно, и не ощущают их так тонко, как остальной живой мир вокруг - растения, птицы, звери, даже насекомые. Но это действительно один из четырех определяющих в году моментов. Практически у всех индоевропейских народов с такими периодами связывались различные неординарные действия, к ним приурочивалось начало необычных поисковых работ, которые тогда обязательно оказывались результативными. В Беларуси, как правило, в это время в крестьянских хозяйствах резали барана. Почти завершены большие и трудоемкие сельхозработы, можно побаловать себя и семью - хороша к столу будет капуста с бараниной. Время "парсючка i свежанiнкi" наступит к Колядам, а телятины - только к "Саракам" (22 марта). Так что барашка в период 22 - 25 сентября нужно было "ахвяраваць" непременно. Пожадничаешь - его все равно волк унесет - природа соблюдает установленные ею равновесие и порядок.

овца2.jpg

По мифологии, барана, овцу Бог слепил в основном из глины, только голову - из смолы. Поэтому, считали, эти животные боятся перегрева и прячутся в летний зной в тени. По своему статусу овца стояла ниже коровы и коня, потому о ней меньше заботился и сам "хлеўнiк" - мифологическое существо, которое, как верили наши предки, живет в хлевах.


Традиционно во многих религиях овца, барашек рассматривались среди главных животных, предназначенных на заклание, в виде приношения различным богам, а потому стали олицетворением жертвенности и молчаливой покорности. Овечье руно нередко использовалось в обрядовой практике. У нас до сих пор живут легенды, как озеро или река стали зарастать и постепенно исчезли, оттого что убитая горем мать с проклятиями бросила в их воды комок овечьей шерсти за то, что там утонул ее ребенок.


Культ барана характерен для многих народов и нередко связывался с культом плодородия. На территории Восточной Европы, у нас - на Витебщине, археологи обнаруживали захоронения черепов этого животного, часто вместе с останками человека. Бытовали поверья, что на таких курганах по ночам можно увидеть белых барашков. В Беларуси известны культовые камни, посвященные барашкам, - в Ивьевском районе в урочище Баранишки недалеко от деревни Гуденяты; в г.п. Мир Кореличского района. Рассказывали, как солдаты шведско-русской войны на таком камне стали жарить барашка и после того как его съели, многие из них ослепли и погибли в болотах. Известны также особые региональные обычаи. Так, на осенние "дзяды" старые люди собирались вместе, приводили барашка, резали его, варили, а затем с обрядовыми песнями проводили "памiнальную вячэру".


27 сентября отмечается религиозный праздник Воздвижения Креста Господня. На восточных территориях этот день отмечали и как еще один "медовый" Спас, поскольку совпадал он со вторым сбором меда. В лес в этот день старались не ходить, так как там собираются все змеи в последний раз перед зимой погреться на солнышке, а первые и последние по времени их укусы считались самыми опасными. Легенды о таком "сборе" широко бытовали в белорусском народном творчестве. 


Вообще, наступившее время называли "прощанием с теплом": когда медведь укладывается в берлогу, а "шэрая галачка" уносит с собой ключи от лета. "Уздзвiжанне цяпло здвiгае, а холад надвiгае".

Советская Белоруссия №179 (24560). Пятница, 19 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter